Неэффективные предприятия будут постепенно отключать от бюджетной кормушки

Сокращение объемов льготного кредитования государственных программ — одно из условий для реализации новых программ с МВФ.

Беларусь рассчитывает начать новую программу с Международным валютным фондом зимой этого года. Одним из требований кредиторов к белорусским властям является сокращение объемов льготного кредитования государственных программ.

Выполнение этого условия может привести к банкротству неэффективных предприятий, но сделает кредиты для остальных организаций более доступными.

Кредит в обмен на урезание госпрограмм

Беларусь рассчитывает начать новую программу с МВФ в январе-феврале этого года. Об этом 11 января доложил Александру Лукашенко первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский.

«Надеемся, что в ближайшее время войдем в программу с фондом, в январе — начале февраля», — отметил первый вице-премьер.

Для получения нового кредита МВФ требует от белорусских властей, в том числе, сократить объемы директивного кредитования.

Под директивным кредитованием, как правило, понимается льготное кредитование государственных программ и мероприятий. То есть, предоставление банками кредитополучателям средств одновременно с оказанием поддержки со стороны государства.

Как пояснили Naviny.by в Министерстве экономики, поддержка государства в данном случае может выражаться, например, в виде компенсации кредитополучателю части расходов, понесенных на уплату процентов по банковским кредитам, а также предоставления банком кредитополучателю кредитов по льготной (отличной от рыночной) ставке одновременно с компенсацией за счет средств бюджета потерь банка от такого льготного кредитования.

Исходя из практики последних лет, отмечают в Минэкономики, в основном льготные кредитные ресурсы сконцентрированы на финансировании инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, жилищном строительстве, промышленности, поддержке экспорта, малого и среднего бизнеса.

Изъяны льготного кредитования

Существующая система директивного кредитования имеет свои недостатки.

Во-первых, реализуемые в рамках госпрограмм проекты не всегда приносят ожидаемый эффект.

«Не все проекты, которые были реализованы в рамках директивного кредитования, можно отнести к категории успешных, поэтому правительство ориентирует нас, что со следующего года (2016 года. — Naviny.by) директивное кредитование должно предусматривать конкурсный отбор проектов», — отмечал 16 ноября на Всемирной неделе предпринимательства председатель правления Банка развития Сергей Румас.

Во-вторых, директивное кредитование сдерживает развитие белорусских предприятий.

«Льготное кредитование снижает стимулы к инновациям и улучшению производительности», — отмечал 3 ноября на форуме «Экономика Беларуси: снова перед выбором» директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Чимяо Фан.

В-третьих, льготное кредитование оказывает искажающее воздействие на ставки по кредитам.

«В общем кредитном портфеле по прошлому году (2014 году. — Naviny.by) 45% приходилось на кредитование не совсем эффективных проектов по государственным программам. Этот дисбаланс оказывал существенное искажающее влияние на нашу общую ставку», — отмечал 15 октября на заседании Республиканского клуба директоров заместитель министра экономики Дмитрий Крутой.

По его словам, в 2014 году процентная ставка по кредитам, выданным в рамках госпрограммам, составляла порядка 10-12%, для всех остальных предприятий — порядка 40%, а общая ставка — 25%.

«Конечно, никого такая ситуация не устраивала, но лобби отраслевых министерств — очень мощное. Тем не менее, мы будем существенно сжимать канал льготного кредитования», — говорил Дмитрий Крутой.

К чему приведет сокращение директивного кредитования?

По информации Минэкономики, в настоящее время совместно с экспертами МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития ведется активная проработка вопроса о параметрах и скорости дальнейшего сокращения объемов директивного кредитования в Беларуси на 2016-2018 годы.

По информации Naviny.by, предложение экономических властей сводится к тому, чтобы лимит директивного кредитования госпрограмм в 2016-м составлял 42 трлн рублей, в 2017-м — 40 трлн рублей, в 2018-м — 38 трлн рублей.

По данным Минэкономики, в 2014 году в виде льготных кредитных ресурсов было использовано 46,6 трлн рублей. На 2015 год этот лимит был ужесточен и определен в пределах 44,2 трлн рублей.

Сокращение директивного кредитования может привести к ухудшению финансового состояния предприятий, что может обернуться их банкротством.

«Отключение от бюджетной кормушки неэффективных организаций неизбежно приведет к их финансовой несостоятельности. Предприятия, которые будут не в состоянии самостоятельно существовать, должны быть ликвидированы либо реструктуризированы», — отмечал на международной конференции в Минске 23 октября первый заместитель министра экономики Александр Заборовский.

В тоже время, подчеркивают в Минэкономики, снижение объемов льготного кредитования позволяет высвободить ресурсы для коммерческого кредитования, ведет к снижению процентных ставок на рынке и росту доступности кредитов.

  


  • Заборовский, Крутой, Матюшевский, - это и есть те безвольные да ни на что не годные члены правительства, которых тут Богданкевич без устали кроет? Что-то эти хлопцы, судя по цитатам, точно как и он толкуют. Порезать все "неэффективные" предприятия, обанкротить да пораспродать. Людей - на улицу. А что делать? Надо ж МВФ ублажить да кредит его заполучить. Тут нам хотелось бы получить от этих умников да МВФ по списку-перечню того, что они "неэффективными" предприятиями да проектами считают. Вот, к примеру, медицина да услуги в социальной сфере - они ВСЕГДА убыточны. А иначе, если в прибыль вывести, то, может, процентов 20 населения страны и смогут такой "социалкой" воспользоваться. А остальным - не по-карману будет. Другой вопрос - коньюнктура рынка. Сегодня - проект (или предприятие) убыточен, а через несколько лет отбою нет от продукции, которую он выпускал. Да нет его уже! Эффективные манагеры Богданкевича все порезали и персонал-специалистов повыгоняли. Ещё момент - модернизация, обновление производства. Вот как с "молочкой", к примеру было. И много лет отрасль терпела убытки. Так что по логике "богданкевичей" подлежала банкротству. А и вот что меня насмешило в рассуждениях этих хлопцев: "бюджетной кормушкой" или "директивным льготным кредитованием" они все называют компенсацию государством разницы, имеющейся между нереальным кредитным% (под тот, который ком.банки всем желающим "с улицы" в РБ выдают) и % реальным, экономически оправданным. Те же 1,5 - 2,5 % годовых, который мы нынче только на Западе и видим. Так об этом бы и говорили, а не не пойми о чем! Ну и как, если НацБанк не дает такой возможности кредитоваться под нормальные ставки, которые обеспечивают развитие, государству это развитие обеспечивать? Вот государство и покрывает часть ставки. Исторически в РБ так сложилось. Ломать? Да и в ЕС точно так же, по-сути. Только не через банковские ставки, а через прямое покрытие, через дотации бюджетам стран ЕС. Уже писал, что Летуве к её собственным около 6 млрд годового дохода идёт "верхом" около 2,5 млрд.евро прямиком из фондов ЕС да и ещё разрешено дополнительно занимать по 1 млрд. в год через банки. О как! На 6, 0 млрд своего заработка - 3,5 млрд. плюса. А этакая схема от ЕС - "снижает стимулы к инновациям и улучшению производительности", как все эти вышеуказанные умники рассуждают? И, кстати, внешний долг у Летувы в 3 раза больше уже, чем у РБ. И всё растёт стахановскими темпами много лет как, - такая вот там эффективность проектов да предприятий. Даже если рассуждать про модернизацию и инвестиции в обновление, - покуда не окупилось ничего там. А в Клайпеде чуток коньюнктура рухнет (это единственный из прибалтийских портов, где не было сокращения оборота, который в среднем составил в 2015-м - 20%), так и вообще в мощные минуса экономика уйдёт, не взирая на 1,5 кратные внешние фин.вливания.