Приглашенные звезды и двойные агенты президентской кампании
Претендентам в президенты удалось вовлечь в работу своих инициативных групп известных…
Избирательная кампания — это не только большое политическое событие, но и яркое шоу. Так обычно бывает там, где право избирать и быть избранным ценится выше, чем право этим правом не пользоваться. Белорусы на избирательные участки ходят, в принципе, дисциплинированно — сказывается еще советское воспитание. А вот предшествующие основному дню этапы у нас обычно бывали сероватые и невзрачные. Всё оттого, что участникам избирательных кампаний не давали развернуться, на корню пресекая разумные и, главное, законные инициативы. В этом же году ситуация изменилась — своего рода политическая оттепель настала. Чем многие претенденты и воспользовались…
Приглашенные звезды
Многим претендентам в президенты удалось вовлечь в работу своих инициативных групп известных деятелей политики и культуры.
Так, в команде Владимира Некляева — народная артистка Зинаида Бондаренко, музыкант Дмитрий Войтюшкевич, поэт Геннадий Буравкин, художник Алесь Марочкин, глава Союза белорусских писателей Алесь Пашкевич, бард Татьяна Беланогая и… «Мисс грудь Беларуси» Екатерина Никандрова.
«Узнавая их среди участников наших пикетов, люди подходили и подписывались за Некляева», — рассказал Naviny.by координатор сбора подписей по Минску Юрий Алейник.
«С творчеством Некляева я знакома давно, а еще меня привлекла его кампания «Говори правду!». Именно потому, что у них очень положительно настроенные акции. Мне понравилась акция, в которой и сама принимала участие, когда мы собирали подписи, чтобы одну из улиц Минска назвали в честь Василя Быкова. С этого всё и началось, это меня и зацепило», — объяснила в интервью «Салідарнасці» свое участие в команде Некляева Екатерина Никандрова.
Ярослава Романчука поддержали бывший премьер-министр Михаил Чигирь, экс-председатель Нацбанка Станислав Богданкевич, политик Александр Добровольский, лидер ОГП Анатолий Лебедько, экс-проректор БГУ Анатолий Павлов, народная артистка Зинаида Бондаренко, бывший министр труда Александр Соснов.
За Григория Костусева собирал подписи единый кандидат на предыдущих президентских выборах Александр Милинкевич.
«Он стал огромной добычей нашей кампании, — заявил руководитель инициативной группы Костусева Алексей Янукевич. — Милинкевич имеет высокий рейтинг, потому, когда он участвовал в наших пикетах, люди прислушивались к нему».
Свою лепту — позитивную ли? — внес и блогер Евгений Липкович, который хоть в группе Костусева и не числился, но активно фотожабил на тему «Костусев или смерть».
В группе Андрея Санникова был первый глава независимой Беларуси Станислав Шушкевич, экс-председатель Верховного Совета Мечеслав Гриб, бывший депутат Палаты представителей генерал Валерий Фролов, бывший министр внешнеэкономических связей Михаил Маринич, артистка Зинаида Бондаренко, поэт Сергей Законников.
Также в группе Санникова была 97-летняя пенсионерка, которая хоть и не особо активничала на ниве сбора подписей, зато самое ее присутствие поддерживало команду.
Кстати, как признался руководитель штаба Санникова Владимир Кобец, в инициативной группе было очень много пожилых людей. И кто теперь будет говорить, что пенсионеры поголовно за действующего президента?
Как объяснила свой выбор Зинаида Бондаренко, поддержавшая сразу нескольких претендентов, ей «симпатичны все три политика: Некляев, Романчук и Санников». «Это чудесные люди — каждый по-своему, — поделилась она. — И порой мне кажется, что вот если бы из них можно было «составить» одного человека — он бы стал идеальным президентом для Беларуси».
Присутствие в пикетах знаменитых и уважаемых людей поднимает статус претендента в глазах избирателей, замечает артистка. «Когда в пикете с Романчуком стоял Богданкевич, люди восхищались — какая поддержка, какое понимание, значит, действительно стоящий претендент, если сам Богданкевич тут, — объяснила она. — Мне люди после таких пикетов говорили, что у нас там была особенная атмосфера!»
Зинаида Бондаренко успела поучаствовать в пикетах всех трех политиков и замечает, что отношение людей к гражданской активности в целом и к выборам в частности изменилось. «Причем, в лучшую сторону, — добавила она. — Люди будто проснулись и начали лучше понимать, что происходит и что нужно менять в стране. И, скажу вам, у нас действительно грядут перемены — и не обязательно это будет зависеть от результатов выборов, которые все равно предрешены. Просто это уже назрело».
А вот претендент Николай Статкевич решил не устраивать из сбора подписей шоу. «Мы проводили достаточно спокойную кампанию, — рассказал политик. — Пиар — дело, конечно, нужное, но все надо делать по порядку. А главным для нас было — собрать подписи. И приглашать для этого уважаемых людей, чтобы они показательно собрали две-три подписи… Нам это не показалось достойным внимания».
Не было замечено особых знаменитостей ни в инициативной группе действующего президента (если не считать ее главу — министра образования Александра Радькова), ни на пикетах по сбору подписей за Лукашенко. Все мы видели, что на этих пикетах кучковались, в основном, представители БРСМ и «Белой Руси».
Слуга нескольких господ
Секрет полишинеля, что члены инициативных групп порой работали на несколько фронтов, собирая подписи за двух и более кандидатов.
А в инициативных группах директора ОДО «Тривиум» Дмитрия Усса и лидера оргкомитета по созданию Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада) Николая Статкевича и вовсе 1,3 тыс. общих сборщиков подписей.
Впрочем, ЦИК на это смотрел хоть и без одобрения, но и претензий не предъявил. По словам председателя Центризбиркома Лидии Ермошиной, участникам инициативных групп не запрещено собирать подписи в поддержку разных кандидатов. «Они имеют на это право. Избирательный кодекс такие случаи не рассматривает, поэтому это вопрос морали тех кандидатов, за выдвижение которых они работают», — пояснила глава ЦИК.
«Правда, люди этого не любят, — добавила Ермошина.— Сборщики подписей, которые ходят с несколькими подписными листами, говорят избирателям: «Вы же в любом случае сможете проголосовать только за одного кандидата, верно? Так давайте хотя бы сделаем выборы альтернативными, поддержите вот этого кандидата и вот этого». И этот аргумент часто действует».
Большинство руководителей штабов к «двойным агентам» относилось нормально. «Главное — чтобы те, за кого они собирали подписи, были представителями демократического движения, — заметил член штаба Романчука, руководитель мероприятий по сбору подписей в Минске Олег Корбан. — Хотя члены нашей команды процентов на 85-90 собирали подписи только за Романчука».
«Не сказал бы, что это носило массовый характер, но было и такое, — добавил руководитель инициативной группы Костусева Алексей Янукевич. — Жаль, что нам приходилось «делиться» своими сборщиками. Но ведь некоторые претенденты платили сборщикам за полученные подписи, потому если это делали люди со сложным материальным положением, мы относились к этому с пониманием».
«В этом нет ничего плохого, даже наоборот, если белорус имеет свою гражданскую позицию, хочет и может поддержать нескольких претендентов — это просто замечательно, — полагает руководитель инициативной группы Санникова Владимир Кобец. — В конце концов, свой выбор делает гражданин, а сборщик — лишь посредник».
А вот Николай Статкевич считает, что тут причина в разобщенности оппозиции. «Когда люди видят, что мы не объединились сверху, они объединяются снизу. Это результат безответственности оппозиции», — объяснил он.
Политолог Юрий Чаусов отмечает, что все кандидаты, хоть и каждый по-разному, пытаются привлечь одного и того же избирателя «антилукашенковского» склада.
То есть складывается весьма благоприятная ситуация для единого кандидата, который мог бы консолидировать протестный электорат. Однако с выбором из своих рядов самого-самого оппозиция, похоже, безнадежно опоздала.
Обсудим?