Павел Усов. ТЕОРИЯ. Кобяков — президент?
Ссылаясь на конституцию, журналисты и политологи говорят о том, что Кобяков не может стать президентом, так как родился в Москве...
Павел Усов. Политолог. Аналитик Центра политического анализа и прогноза. Окончил исторический факультет Могилевского государственного университета, магистратуру Варшавского университета. С 2003 по 2005 годы — преподаватель политологии МоГУ. Диссертационное исследование на тему «Формирование и консолидация неоавторитарного режима в Республике Беларусь 1994 — 2010 годах». Читал лекции по ситуации в Беларуси и других постсоветских странах в университетах и академических центрах Польши и Словакии. Занимается изучением специфики формирования, функционирования и трансформации авторитарных режимов, белорусского режима в частности, геополитическими процессами на постсоветском пространстве. |
На политическом небосклоне Беларуси впервые засияла звезда, которая вполне реально могла бы стать первой. Новый премьер-министр Андрей Кобяков, наверное, впервые за всю историю правления Лукашенко может рассматриваться как возможный преемник президента из числа белорусских чиновников. Конечно, данное предположение дискуссионно, но небезинтересно для анализа.
Закон — не преграда
Ссылаясь на конституцию, журналисты и политологи говорят о том, что Кобяков не может стать президентом, так как родился в Москве.
Во-первых, меня удивляет, что белорусы все еще сохраняют наивную веру в то, что закон в нашей стране имеет хоть какое-то значение, когда решаются вопросы власти.
К тому же, умелые товарищи судьи и правоведы могут легко манипулировать формулировками. Например, можно заявить, что Кобяков родился в СССР, а не в России, и был гражданином Советского Союза, а поэтому данный факт не мешает ему занять пост руковдителя страны.
Достаточно вспомнить, как «профессионально» трактуя конституцию и право были обоснованны разработка и введение идеологии белорусского государства, а также размещение российской военной базы.
Увы, в нашей стране законы (Конституция) служат власти, а не власть закону. Я уже не говорю о том, что руководители с белорусскими паспортами и гражданством, но российскими мозгами и душой уже поставили Беларусь на грань геополитического существования. Ведь никто не интересовался у граждан республики, хотят ли они жить в Евразийском союзе или нет, а даже если бы и поинтересовались, ответ был бы очевидным.
Во-вторых, в соответствии с той же конституцией, в случае если действующий президент не в состоянии исполнять свои обязанности (заболел или умер), функции президента до следующих выборов реализует премьер-министр. Став и.о. президента, Кобяков может очень быстро состредоточить властные ресурсы в своих руках, после чего его происхождение не будет играть никакого занчения, особенно если он будет опираться на такой ресурс, как Россия.
Евразийский союз и Лукашенко
Беларусь входит в новый этап исторического развития, при котором все большее влияние на внутриполитические процессы будет иметь Россия.
Всем уже понятно, что главная цель создания Евразийского союза — это не экономическая, но политическая, имперская интеграция, в которой Беларуси будет оведена роль «провинции Белоруссия».
Чтобы осуществить эту идею и укрепить политическое присутствие на «заинтегрированных» территориях, необходимо внедрение общих политических институтов, которые будут контролироваться Москвой.
Единственной непредвиденной помехой на пути к этой цели могут быть действия Лукашенко, который время от времени преподносит Кремлю неприятные сюрпризы и, очевидно, уже утомил российское руководство, которое сменило бы действующего главу страны, имей оно достойного преемника.
Мирный и формально законный переход власти в руки российского ставленника (по-ельциновскому сценарию) при сохранении всех привилегий Лукашенко вполне соответствует интересам Москвы и мог бы быть осуществлен в конце 2015-го — начале 2016 годов.
Для России в условиях масштабной конфронтации с Западом очень важно, чтобы все трансформации в Беларуси проходили мирно и под полным ее контролем. Не зря в последнее время тема президенства становиться очень болезненной для Лукашенко.
Конечно, такой сценарий возможен только при условии, если Лукашенко полностью утратит политическую автономию.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?