Ярослав Романчук. СИСТЕМА. Смачный плевок генпланом
Вопиющее чванство минских градоначальников.
Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года. |
Не успел Александр Лукашенко отпраздновать свою очередную «элегантную победу», закончить свою «нагорную проповедь» 20 октября о том, что по-старому работать невозможно, что у чиновников не получится спрятаться за спины, что люди жалуются на чванство «слуг народа», что такой стиль их работы совершенно недопустим, «поскольку интересы и проблемы людей должны быть самым главным для всех органов власти», как эти самые бюрократы плюнули главе государства, а также десяткам тысяч обыкновенных людей в лицо.
14 октября 2015 г. власти Минска представили проект Генерального плана развития нашей столицы. Политическая митусня отвлекла внимание людей от той политической и правовой свиньи, которую минские чиновники подложили Минску, минчанам и нашей стране в целом. На фоне экономической рецессии, угрозы массовых увольнений, сокращения зарплат и хронического роста цен наглое издевательство над десятками тысяч семей может переполнить чашу терпения.
VIP-номенклатура держит Лукашенко за горло
Складывается впечатление, что чиновники специально дождались окончания президентской кампании, чтобы нанести мощный удар по репутации Лукашенко и государства в целом. Они надеются на то, что глава страны пока будет увлечён формированием правительства, выбиванием кредитов у Кремля, нормализацией отношений с Западом. Ему будет не до генерального плана развития Минска.
Лукашенко говорит о том, что «в обществе накоплена большая критическая масса ожиданий, не удовлетворить которые власть не имеет права», а минские власти, и архитекторы в особенности, показали, грубо говоря, средний палец десяткам тысяч обыкновенных минчан. Дурной пример заразителен. Чиновники областных городов внимательно наблюдают за тем, чем закончится номенклатурное издевательство над минчанами, чтобы запустить такой же процесс у себя.
Лукашенко обещал избирателям изменения к лучшему. Если не в деньгах, то в уважении, справедливости и человеческом достоинстве. Чиновники же восприняли его предвыборные лозунги, как обещание сделать богато и комфортно только себе — за счёт других. К сожалению, белорусы уже притерпелись, свыклись с обманом по ценам, стабильности Br-рубля, росту зарплаты и обещанию жить не хуже, чем в Европейском союзе.
Чиновники радуются такой реакции народа на их некомпетентность, неэффективность и вороватость. Новую пятилетку они решили встретить с уникальным по своему цинизму, наглости и чванству «инновационным» проектом. Управлять заводами, фабриками, магазинами, инженерными и инфраструктурными проектами они не научились, да и хлопотное это дело. В лучших традициях Шарикова и советских большевиков белорусская VIP-номенклатура решила забрать и поделить… городскую землю и недвижимость.
Всё, что плохо лежало, что можно было забрать без особых проблем, уже было перераспределено в пользу явных и тайных владельцев торговых и бизнес-центров, ресторанов и казино. Но жадность не имеет пределов.
Забрать, изгнать, унизить — и заработать
Так получилось, что многие понаехавшие в столицу лица заняли очень высокие должности в системе управления государством. Национализировать бизнес у старых номенклатурных группировок — это дело скандальное и может быть опасным. Забирать заводы и фабрики, пусть даже они сегодня на ладан дышат — это нарваться на гнев пролетариата и Лукашенко. Он же запускал заводы не для того, чтобы их ликвидировать.
То, что произошло и продолжает твориться с «Горизонтом», «Сукном», «Камволем», «Мотовело», «Интегралом», заводами Вавилова, Орджоникидзе, «Лучом», Минским часовым заводом есть не что иное, как превращение промышленного производства в бизнес по земле и недвижимости. Новым понаехавшим очень хочется получить свою часть пирога от передела земли столицы в пользу строительных и девелоперских баронов. К тому же, традиционные номенклатурные кланы тоже задумались о том, куда пристроить накопленные капиталы.
Поскольку приватизация у главы государства не в фаворе, а на проекты «зеленого поля» не хватает идей, знаний и управленческого капитала, то VIP-номенклатурные начальники сошлись во мнении, что нужно забирать землю у людей.
Под прицелом оказались владельцы домов в Минске. Бороться с каждой конкретной семьёй за её дом — это резко увеличивать издержки реализации строительных проектов. И не факт, что со всеми удалось бы договориться. Распорядители чужого решили оптимизировать операцию по изгнанию минчан с их родной земли, из их семейных домов. Для этой цели было принято решение использовать операцию «Генеральный план развития Минска».
Предсказуемо чиновники и их партнёры в бизнесе по земле и недвижимости прикрывают свои шкурные интересы заботой о людях, столице и стране в целом. Под прикрытием защиты интересов народа в Беларуси уже «закопали» в землю десятки миллиардов бюджетных долларов. Понятное дело, «копатели» озолотились. Операция по изгнанию коренных минчан с их земли и её передача новым понаехавшим идёт под прикрытием заботы о жителях Минска.
Вот основные тезисы городских чиновников, а также их партнёров по строительному и девелоперскому бизнесу.
Первый — земля в столице принадлежит им, чиновникам, а не горожанам. Они сами решают, что должно быть в столице, кто и где может жить. Они нагло заявляют, что минчане, живущие в частных домах, «занимают слишком много пространства: на 22% площади жилищных территорий проживает 3,9% жителей». Как хозяева жизни, они делают вывод: для столицы это слишком накладно.
Представьте себе ситуацию. Четвёртое или пятое поколение минчан трепетно чтят память своих дедов и прадедов, которые воевали за нашу страну, проливали кровь, пот и слёзы в битвах за свободу и благополучие. Они создавали фундамент будущего своих семей и нашей страны. И вот на пороге их домов появляются чинуши и нагло им говорят: «Понастроили тут, в нашем городе, на нашей земле свой частный хлам. Убирайтесь по добру по здорову. Перебирайтесь в район. Там, в деревнях места полно».
На робкие возражения коренных минчан, которые с дрожью в голосе пытаются аппелировать к Конституции, совести и Лукашенко, чиновники высокомерно заявляют: «Что, частная собственность? Нет, не слышали». Немцы не разрушили, советские большевики сберегли, и вот на пороге появился гораздо более опасный терминатор частных домов, малой родины для десятков тысяч минчан.
Второй тезис: чиновники относятся к Минску не как к столице, в которой живут частные собственники, полноценные граждане страны, а как к комплексу зданий в рамках некой воинской части. Что ломать, что строить, где и кому — эти вопросы решаются технократами, разного рода обезличенными структурами типа «Минскградо». Эти «серые лица» рассматривают минчан как солдат, которых можно послать, куда угодно. О том, что власть для народа, а не народ для власти, они даже не догадываются.
Третий тезис: чиновники и нанятые ими технократы принимают решения без оценки всех последствий ликвидации частного сектора и застройки этой территории одноликими, многоэтажными монстрами. Снос малоэтажной застройки (ликвидация 1 млн кв. м жилья), удвоение жилищного фонда Минска до 2030 года (до 70 млн. кв. м) превратит уютный, удобный для проживания и работы, экологически сбалансированный город в каменно-кирпичное пекло наподобие Москвы. Бурное строительство жилья и увеличение числа жителей столицы до 3,5-4 млн — это опустошение всей страны.
Ситуация, когда 40-45% всех (!) жителей Беларуси будут жить в Минске, является крайне опасной для регионов и страны в целом. Если белорусы будут переезжать в столицу, то кто будет заселять регионы? Китайцы, арабские беженцы или братья-украинцы? А, может, новое жильё планируется продавать иностранным мигрантам и бизнесменам? Тогда вместо Лошицы у нас будет Чайна таун, вместо Северного посёлка — Арабские поселения, вместо частных домов на ул. Тимирязева — Кавказский квартал. А коренных минчан — в шею гнать по деревням Минского района.
Четвертый тезис: чиновники лебезят и прогибаются под богатыми, высокомерно игнорируя бедных. Они хотят выселить из города тех, кто не может за себя постоять долларом, а закон против них чиновники нагнут.
В представленном проекте нового Генерального плана есть такой сюжет. В одном из районов авторы проекта Генплана определили под снос все дома, кроме одного. Собственник этого дома доказал, что он затратил на его строительство более одного миллиона долларов. Вот такова плата за право жить в своём доме в столице. Лукашенко говорит, что бережёт, как зеницу ока, «социальное государство», а распорядители чужого уже выставили ценник за право воспользоваться его благами.
На чьей стороне Лукашенко?
Лукашенко публично заявлял, что Минск — не резиновый, что незачем превращать его в бетонные джунгли без социальной инфраструктуры, зелени и свежего воздуха. Минские чиновники и лоббисты строительного и девелоперского бизнеса публично представили проект Генплана, который можно назвать «Плевать на президента!»
Лукашенко предложит развивать регионы, поднимать уровень и качество жизни на селе, реализовать концепцию городов-спутников. Наглые распорядители чужого отправили региональное развитие в игнор. Для них заработать деньги на изгнании десятков тысяч минчан из города, на продаже награбленного (отобранная у собственников земля, на которой стоят их дома в полной мере может считаться объектом номенклатурного грабежа) важнее, чем сбалансированное развитие страны.
Лукашенко настаивает на выносе за пределы Минска основных загрязнителей воздуха и воды — промышленные предприятия. Минские начальники не хотят связываться с «красными директорами» и их крышами. Им проще обидеть и унизить обыкновенных жителей. Они надеются на то, что им удастся спрятаться за гусеницы мощных бульдозеров, которые будут гробить историю нашего города.
Лукашенко обещает равенство всех перед законом, уважение и поддержку института семьи. Минские чиновники на пару с их республиканскими лоббистами о таких нормах Конституции не слышали. Для своих семей — в этом нет никаких сомнений — они аккумулировали капитал для покупки комфортной недвижимости в тех местах, где право частной собственности на землю и недвижимость свято.
Дети в тех семьях, дома которых чиновники определили под снос, придут на кухню к своим родителям и дедам и огласят своё решение: «Папа, мама, дорогие дедушка и бабушка. Я решил/а уехать из Беларуси навсегда. Я не хочу жить под страхом бульдозера. Я не хочу видеть, как уничтожают наше семейное гнездо. Разве настоящая родина разрушает «неправильные» дома обыкновенных людей, чтобы на их местах реализовать коммерческие проекты «правильных» дельцов?»
Авторы проекта Генплана развития Минска едва ли учитывали моральные, психологические и демографические издержки и последствия своего предложения.
Если Лукашенко станет на сторону минских властей, архитектурного, строительного и земельного лобби, то он пойдёт по очень скользкой дороге бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и российских олигархов. Не факт, что он поступит именно так, особенно если жители тех домов, которые проект Генплана определил под снос, осознают, что они полноценные граждане, которые готовы бороться за своё право людьми зваться. Открыто конфликтовать с народом в условиях углубляющегося экономического кризиса во имя интересом строительных и земельных баронов он не решится.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?