В белорусском вопросе ПАСЕ продемонстрировала силу привычки

Резолюция ПАСЕ по Беларуси не стала неожиданностью не только для МИД Беларуси. Кажется, к ним уже привыкли все...

Резолюция ПАСЕ по Беларуси не стала неожиданностью не только для МИД Беларуси. Кажется, к ним уже привыкли все: и те, кого в них призывают двигаться навстречу демократизации, и те, кто их инспирирует, и те, кто их пишет, и те, кто за них голосует. «Мяч на стороне Беларуси», — утверждает Запад.

ПАСЕ. Фото assembly.coe.in

Парламентская ассамблея Совета Европы в рамках весенней сессии выразила сожаление политически мотивированными злоупотреблениями в системе уголовного правосудия в Беларуси и «криминализацией мирных действий активистов оппозиционных партий, НГО и независимых СМИ».

В резолюции, принятой 15 апреля, ПАСЕ призвала Беларусь незамедлительно ввести мораторий на смертную казнь, а также отменить уголовную ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации.

При этом депутаты также заранее дали добро на возможное введение очередных санкций в отношении белорусских чиновников, ответственных за серьезные нарушения прав человека, со стороны ЕС и США. Ассамблея также призвала белорусских и международных правозащитников вести списки не только жертв политических репрессий, но и тех, кто их проводит. В резолюции поощряется создание механизма оказания помощи жертвам нарушений прав человека в Беларуси.

Собственный ресурс санкций Совет Европы исчерпал, еще в 1997 году лишив Беларусь статуса специально приглашенного в ПАСЕ. Членом Совета Европы мы никогда и не были.

Кроме того, ассамблея призвала правительство и Госдуму России в диалоге с белорусскими властями выступать на стороне политзаключенных.

В ходе обсуждения доклада депутаты от России критиковали тот факт, что Беларусь обсуждается в ее отсутствие. А также возражали против западной поддержки, мол, «помощь демократиям из-за рубежа очень попахивает подрывной деятельностью».

Ангела Меркель отвечала на вопрос о Беларуси от имени своей партии христианских демократов, а не как федеральный канцлер Германии. Она призвала поддержать тех, кто в Беларуси борется за демократию. По ее мнению, попытки Европы вернуть Беларусь в демократическое сообщество стран Европы «завершатся успехом».

Белорусское внешнеполитическое ведомство также не замедлило указать, что «практика принятия негативных резолюций ПАСЕ по Беларуси, которые не содержат конструктивных элементов для налаживания реального сотрудничества и диалога, — контрпродуктивна и не имеет перспективы».

Устами пресс-секретаря МИД Беларуси Андрея Попова Минск раскритиковал резолюцию, указав на ее субъективность, а также ангажированность докладчика комиссии ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека Христоса Пургуридеса, который подготовил проект резолюции и соответствующий доклад.

Что понравилось МИД, так это обсуждение, которое продемонстрировало, что «в ассамблее есть и трезвомыслящие политики, прагматичные парламентарии, которые готовы вести равноправный, взаимовыгодный, партнерский диалог исходя из общих интересов Беларуси и Совета Европы».

Кроме как на пленарном заседании, белорусский вопрос также подымался на заседании подкомитета ПАСЕ по СМИ.

Встреча прошла «очень продуктивно», рассказала «Белорусским новостям» глава брюссельского НГО «Офис за демократическую Беларусь» Ольга Стужинская, которая сейчас находится в Страсбурге. Возможность выступить получили приглашенные белорусы — глава Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина, заместитель председателя движения «За свободу» Юрий Губаревич. Литвина, в частности, рассказала о массовых обысках у журналистов 27 марта и попросила Совет Европы обратиться к белорусским властям, чтобы журналистам вернули конфискованную технику.

Депутат Палаты представителей Татьяна Сафроненко также была приглашена, однако не смогла приехать, сославшись на занятость. Официальный Минск на заседании представлял сотрудник белорусской дипмиссии в Страсбурге Андрей Сухоренко (сын экс-главы КГБ). Он, в свою очередь, отказался уже от комментариев в адрес выступлений представителей Беларуси.

Белорусская делегация, кстати, не ограничилась теми, кто выступал. Однако встречи, которые они провели в Страсбурге, носят неофициальный характер.

Так, был обсужден формат международной конференции по Беларуси, которую планируется провести 5-6 июня в Варшаве. Она должна стать платформой для общения с гражданским обществом Беларуси и обсуждения ситуации со СМИ. Ее подготовкой займется генеральный директорат ПАСЕ по политическим вопросам. Принято решение пригласить представителей официальных структур Беларуси и международных организаций.

По завершении заседания подкомитет ПАСЕ по СМИ распространил заявление, где осудил применение силы в отношении журналистов на демонстрации 25 марта, а также обыски 27 марта. Подкомитет призвал белорусские власти расследовать эти случаи, а также — соблюдать свободу СМИ в Беларуси.

В документе подкомитет присоединился к опасениям БАЖ по поводу разработанного закона о СМИ в Беларуси и выразил готовность обсуждать его проект с белорусскими законодателями.

Повторение сценариев заседаний и сессий, отсутствие внятного диалога между сторонами Европа — структуры Совета Европы и ЕС — объясняет нежеланием официального Минска сотрудничать, говорит Стужинская. Мол, мяч на белорусской стороне поля. Что будет воспринято как шаг навстречу? Освобождение Александра Козулина, демократичные не только парламентские выборы осенью, но и отношения к гражданскому обществу, оппозиции и независимым СМИ.