Из всех кандидатов самым близким Кремлю оказался Лукашенко
Кремль подтвердил, что борьба за демократические перемены в Беларуси его не особо заботит…
Ну вот интрига и разрешилась. Долго искали, как говорят белорусы, сякеру пад лавай. Кто, дескать, из кандидатов в президенты синеокой республики — прокремлевский? Кому Москва дает деньги? На днях Лукашенко с победным видом предстал перед телекамерами рука об руку с Медведевым, получив перед тем миллиарда полтора долларов в виде скидки на поставках нефти в Беларусь. Еще есть вопросы?
«Мы с Медведевым и не ругались!»
9—10 декабря белорусский официальный лидер снял в Москве большой предвыборный пиар-урожай. Электорат увидел фантасмагорию: после информационной войны, взаимных обвинений на грани (а то, пожалуй, и за гранью) оскорблений Лукашенко и Медведев идиллически ворковали перед объективами.
В итоге каскада саммитов белорусский президент получил, в частности, переходящее председательство в ОДКБ, беспошлинную нефть и вроде бы даже газ по прежней (или почти прежней) цене на будущий год. Подписана куча документов по созданию ЕЭП.
Вот вам и точка невозврата, о которой твердили аналитики! Как видим, перед парадоксом отношений между Минском и Москвой пасуют и физика, и логика, и этика. Более того, мегатонны обоюдно вылитой грязи можно, оказывается, дезавуировать одной изящной фразой Александра Лукашенко: «Мы с Медведевым и не ругались!».
Несколькими днями ранее на Всебелорусском собрании теми же устами было заявлено: «Стыдно говорить сегодня о белорусско-российских отношениях».
Эти отношения словно специально придуманы, чтобы иллюстрировать триаду слоганов из антиутопии Оруэлла: «Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила».
Медведеву остается только по Оруэллу переписать свое знаменитое октябрьское видеообращение, заменив сатиру одой любви к белорусскому партнеру.
Впрочем, аналитики предостерегают: не торопитесь говорить о ренессансе! Не стоит чересчур впечатляться пакетом подписанных соглашений: дьявол прячется в деталях.
Специалисты чешут репу, высчитывая, кто и сколько выгадал на новой нефтяной схеме, тут не все так просто. Но факт то, что под выборы Москва волей-неволей преподнесла действующему президенту Беларуси роскошный пиаровский подарок.
Для танго нужны двое
Во-первых, приунывший было верный электорат увидел прежнего «батьку», который умеет решать вопросы в Москве. Детали простому люду неясны, но из пропагандистских реляций он усекает главное: президент снова что-то там умудрился выбить.
Во-вторых, это (пусть себе и шаткое) примирение с Кремлем, мягко говоря, ослабило козыри тех кандидатов, что пытались разыграть в этой кампании российскую карту. Мол, Лукашенко вдрызг рассорился с Кремлем, а вот мы помиримся. Он недоговороспособен, сжег мосты и т.д., а вот мы все устроим по высшему разряду. И вообще, дескать, ныне не только Запад, но и Россия на стороне белорусских демократов.
Теплое общение Лукашенко с Медведевым стало холодным душем для тех, кто генерировал такие тезисы. Бывший пламенный интегратор тряхнул стариной и показал, что не все мосты сожжены. Кремль же в очередной раз подтвердил, что борьба за демократические перемены в синеокой республике его — как бы это деликатно выразиться? — не особо заботит.
Иное было бы странно, ибо в самой России в этом плане конь не валялся и особых просветов не видно. Равно как странно и то, что некоторые кандидаты этого как бы не подсекали и вдохновлялись строкой «Ребята, не Москва ль за нами?».
Как отметил в интервью для Naviny.By эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич, после успешного визита Лукашенко в Москву так называемые пророссийские кандидаты «провисли».
Впрочем, замечает политолог, у них изначально «не было четкой концепции, как должны строиться отношения с Россией». Лишь набор благих пожеланий. Разве что Ярослав Романчук, добавляет собеседник Naviny.By, предложил логичную с точки зрения либерального экономиста схему — прозрачные, взаимовыгодные экономические отношения, свободная циркуляция товаров, капиталов, рабочей силы и пр.
Другое дело, насколько реалистична такая схема во взаимоотношениях между режимами, привыкшими смешивать в одном флаконе экономику и политику, ловить рыбку в мутной воде. И даже если в Беларуси, предположим, власть меняется, то все равно для красивого танго в духе либеральной экономики банально нужны двое.
По-своему стройна и концепция кандидата от БНФ Рыгора Костусёва, отметил Валерий Карбалевич: подальше от России, в ЕС и НАТО. «Но вновь же — насколько она реалистична? — задается вопросом аналитик. — И если можно еще рассуждать о точке невозврата в личных отношениях между руководителями, то Беларусь в целом слишком сильно завязана на Россию».
Кроме всего прочего, теперь еще более смешной становится угроза, что Москва-де не признает итоги белорусских выборов. Это после того-то, как в руки Лукашенко отдали бразды правления общим стратегическим оборонным альянсом — ОДКБ? И после того, как подписали с ним пакет документов по ЕЭП?
Заметьте, ратифицировать их и наполнять реальным содержанием Минск будет уже после выборов. Или не будет. Так что судьба этого детища Путина зависит от поведения Москвы. И кто кого подвешивает, еще большой вопрос. Скорее всего, на крючке обе стороны.
Гранды конкурируют за Беларусь
Чем объяснить граничащий с потерей лица реверанс Медведева?
По мнению минского аналитика-международника Андрея Федорова, за смягчением позиции Кремля стоит прежде всего «нежелание России выпускать Беларусь из зоны своего влияния».
Летний блицкриг против Лукашенко Москве не удался. «Осознав, что решить "белорусский вопрос" с налета не удастся, — отметил эксперт в интервью для Naviny.By, — российские власти решили задушить партнера в объятиях. Они пытаются как можно глубже втянуть Минск в интеграционные процессы, чему способствуют его тяжелые экономические обстоятельства».
Однако подписанные документы по ЕЭП лишены конкретики, подчеркивают независимые эксперты. Черт же прячется в деталях. И в будущем году вероятны жестокие столкновения между Минском и Москвой по условиям создания ЕЭП.
К тому же известно, что белорусская сторона, мягко выражаясь, не отличается буквоедством в исполнении даже документально прописанных обязательств. И это тоже питательная почва для конфликтов.
И в принципе — у сторон нет доверия друг к другу. Есть обиды, которые Кремль вряд ли забыл. С другой стороны, белорусское руководство, освоившее антиимперскую риторику, наверняка подсекает, что предлагаемый Москвой Евразийский союз может оказаться мягкой ловушкой. И что в рамках этого нового проекта «собирания земель» синеокой республике уготована если не инкорпорация, то роль вечного сателлита Кремля.
Лукашенко заинтересован сохранить мост в Европу, убежден аналитик Андрей Федоров. И если Брюссель не слишком жестко оценит итоги выборов 19 декабря, то предлагаемый Евросоюзом совместный промежуточный план реформ для Беларуси вполне может стать реальностью. Уже очевидно, что Минск готов ввести мораторий на смертную казнь, чтобы заслужить сдержанные аплодисменты Старого света.
«Белорусское руководство также не станет обрушивать с таким трудом достигнутую диверсификацию поставок нефти», — добавляет Федоров.
Оба собеседника Naviny.By. прогнозируют, что Лукашенко постарается как можно дольше держаться в геополитическом шпагате.
«Неожиданно конкуренция за лояльность Беларуси обострилась. В игру, кроме ЕС и России, вступили даже Штаты, — отметил Валерий Карбалевич. — И естественно, Минск попытается в своем духе выжать максимум из маневрирования, игры на противоречиях».
По мнению эксперта, геополитическое балансирование — это в каком-то смысле доля, судьба Беларуси, предопределенная ее местом на глобусе. Вон и Украина уже сколько времени на раздорожье!
В случае Беларуси реально сбалансировать внешнюю политику означает прежде всего устранить перекос в сторону России, постепенно укрепить отношения с Европой. Что Лукашенко, по сути, и провозгласил достаточно откровенно на Всебелорусском собрании. И этот тренд, по мнению эксперта, скорее всего, не исчезнет. При всех играх на восточном поле, эпоха которых далеко не закончена.
Обсудим?