Рим ищет баланс между демократией и бизнесом
Является ли Италия слабым звеном ЕС, склонным к поддержке «последней диктатуры»?..
Недавняя встреча министров иностранных дел Беларуси и Италии дала некоторым наблюдателям повод назвать официальный Рим «слабым звеном» ЕС, склонным к поддержке политики Александра Лукашенко. Однако это не совсем так.
В целом, несмотря на трудности в развитии диалога с официальным Минском, Италия не теряет надежды на возможную эволюцию белорусской политической системы в перспективе. Ныне же при определении политики Рима в отношении Беларуси главенствующую роль играют интересы итальянского бизнеса.
Выступая в качестве одного из наиболее значительных цивилизационных центров и развитых государств современного мира, Италия стала привлекательным объектом для руководства Беларуси практически сразу же после ее выхода на международную арену в качестве независимого государства в 1991 году.
13 апреля 1992 года Республика Беларусь и Итальянская Республика установили дипломатические отношения. В том же году в Минске открылось посольство Италии, а в Риме начало работать консульство Беларуси. В 1993 году белорусское консульство было преобразовано в полноценное посольство.
В апреле 1994 года в Риме была подписана совместная белорусско-итальянская Декларация об основах экономических отношений, однако политический диалог остался сдержанным.
С конца 1990-х годов двустороннее взаимодействие развивались преимущественно в экономической и гуманитарной сферах, хотя итальянские политики, в отличие от политиков многих других государств ЕС, сохранили контакты с официальным Минском.
В основном контакты происходили в рамках Центрально-Европейской инициативы, в роли соучредителя которой Италия выступила в конце 1980-х годов (Беларусь стала членом ЦЕИ в 1996 году). В некоторых случаях для общения использовались структуры ООН, ОБСЕ и Межпарламентского союза.
Не имея возможности выстроить нормальное взаимодействие на высшем государственном уровне, стороны стали отдавать предпочтение контактам на уровне отдельных административных единиц. Так, уже к началу 2000-х годов белорусская сторона наладила связи с итальянскими областями Фриули, Венето, Марке. В первой половине 2000-х годов были подписаны соглашения о сотрудничестве между региональными отделениями Белорусской торгово-промышленной палаты (ТПП) и ТПП областей Реджио-Эмилия, Модена и Болонья. Во второй половине десятилетия стали расширяться связи Беларуси с областями Ломбардия, Пьемонт, Сардиния.
Оттепель в отношениях между Беларусью и ЕС, имевшая место в конце 2008 — начале 2010 годов, сделала более оживленным диалог между официальными структурами в Минске и Риме. Италия активно поддержала предложения о приостановке санкций, введенных в отношении белорусского руководства в 2004-2006 годах, и о подключении Беларуси к инициативе ЕС «Восточное партнерство».
В феврале 2009 года в Италии побывал министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов. В апреле того же года состоялся визит президента Беларуси в Италию, который прошел в достаточно теплой атмосфере.
Во время встреч Александра Лукашенко с главой итальянского правительства Сильвио Берлускони и министром иностранных дел Франко Фраттини стороны выразили желание продолжить диалог. Эти заявления были подкреплены делом. В сентябре 2009 года в Минске побывал министр иностранных дел Италии Франко Фраттини. В ноябре того же года Сильвио Берлускони осуществил визит в Минск. Главным итогом стало подписание соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между странами.
Оживились связи по линии парламентов. В Национальном собрании Республики Беларусь четвертого созыва была создана рабочая группа по сотрудничеству с парламентом Италии, состоящая из 19 депутатов. Группа дружбы с Беларусью появилась также и в парламенте Италии (в рамках итальянской делегации в Межпарламентском союзе).
Однако оттепель длилась недолго. В декабре прошлого года ее сменили новые политические заморозки. Итальянские официальные лица с большим разочарованием восприняли итоги белорусских президентских выборов, однако не спешили разрывать отношения с официальным Минском.
Практически сразу же после выборов в Риме в очередной раз приняли Сергея Мартынова. Во время визита главы белорусского внешнеполитического ведомства итальянская сторона выразила сожаление в связи с развитием событий в Беларуси, но воздержалась от резких действий и оценок. В январе текущего года итальянские дипломаты критически оценивали предложение о возобновлении санкций в отношении официального Минска. Однако итальянская фронда длилась недолго и завершилась присоединением к возобновленным санкциям.
Тем не менее, от идеи диалога с белорусскими официальными структурами итальянцы не отказались. Об этом свидетельствует недавняя встреча Мартынова с Фраттини в Триесте, в ходе которой были подписаны соглашения о сотрудничестве в области образования, культуры, науки и технологий, а также меморандум о развитии итальянского промышленного округа в Брестской области. Также на стадии обсуждения находится вопрос о создании культурных центров.
По итогам Триестской встречи некоторые комментаторы назвали Италию «слабым звеном» в ЕС: мол, официальный Рим заигрывает с «последней диктатурой Европы». Однако с таким выводом можно поспорить.
Италия не откажется от демократических стандартов, которые лежат в основе ее внешней политики и политики Европейского союза, членом которого она является. Столь же безосновательно обвинять Италию и в стремлении насолить России, ослабить ее влияние в Беларуси, поскольку итальянское правительство поддерживает с российскими властями достаточно тесные и теплые отношения. Скорее, на отношение Рима к Минску могут влиять бизнес-интересы отдельных лиц и групп.
Следует отметить, что Италия уже в 1990-х годах вошла в число ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси и сохранила это положение в первом десятилетии XXI века. В 2008 году на ее долю приходилось 1,6% белорусской внешней торговли (в середине 1990-х годов соответствующий показатель составлял 1,4%). В это время объем двустороннего товарооборота достиг рекордного уровня, составив около 1,2 млрд. долларов.
При этом, однако, в торговле с Италией Беларусь устойчиво сохраняла отрицательное сальдо. В 2008 году объем продукции, закупленной в Италии, на 551 млн. долларов превышал объем продукции, поставленной туда из Беларуси. А продавали итальянцам в 2008 году прежде всего проволоку и полуфабрикаты из углеродистой стали, осветительное оборудование, стекловолокно, метизные изделия, кожу из шкур крупного рогатого скота, готовую одежду.
В условиях мирового финансового и экономического кризиса итальянская сторона сократила закупки белорусской металлопродукции, что еще больше снизило объем белорусского экспорта в эту страну. В 2009 году объем двусторонней торговли составил 895,5 млн. долларов (экспорт в Италию — 187 млн. долларов, импорт — 708,4 млн.).
В прошлом году наметился рост объема. По итогам года товарооборот составил 963 млн. долларов (экспорт в Италию — 191,7 млн., импорт — 771,3 млн.). Как видим, отрицательное сальдо в торговле не только сохранилось, но и увеличилось по сравнению с 2008 годом.
В прошлом году наиболее востребованными на итальянском рынке были белорусские нефтепродукты, калийные удобрения, черные металлы и изделия из них (бесшовные трубы, проволока и полуфабрикаты из нелегированной стали, прутки горячекатаные, метизная продукция), продукция химической промышленности (синтетические волокна, жгут синтетических нитей, синтетические комплектные нити).
Значительную часть экспортных поставок составляли продукция легкой промышленности, включая ткани и готовую одежду, кожа, лесоматериалы, бондарная древесина, мебель, сборные строительные конструкции.
Экспорт увеличился за счет поставок калийных удобрений, проволоки из нелегированной стали, скрученной проволоки из черных металлов, полуфабрикатов из нелегированной стали, азотных удобрений, прутков из нелегированной стали горячекатаных, необработанных шкур крупного рогатого скота, льняных тканей, комплексных синтетических нитей, жгута синтетических нитей.
Структура импорта из Италии существенных изменений не претерпела. Лидирующие позиции в нем сохранили высокотехнологичные станки и оборудование, химические вещества и материалы, лекарства и медицинская техника.
В 2004 году в Беларуси было зарегистрировано 77 предприятий с участием итальянского капитала, в 2008 году — 81, в начале нынешнего года — 195. Наиболее привлекательными для итальянцев были и остаются сферы текстильного и мебельного производства, транспорта, строительства, гостиничного и ресторанного бизнеса, розничной торговли и оптово-закупочной деятельности.
С 2002 по 2007 год из Италии в Беларусь поступило 100,1 млн. долларов инвестиций, в том числе 7,3 млн. прямых. В 2008 году общий объем итальянских инвестиций, привлеченных в белорусскую экономику, составил 4,7 млн. долларов, в том числе 3,3 млн. прямых инвестиций. В прошлом году объем итальянских инвестиций составил 17,3 млн. долларов (в пять раз больше, чем в 2009 году), в том числе прямые инвестиции составили 15,2 млн. долларов. В первом квартале нынешнего года объем итальянских инвестиций достиг порядка 9 млн. долларов. Для сравнения отметим, что в первом квартале прошлого года соответствующий показатель составлял всего лишь 1,3 млн. долларов.
Таким образом, очевидно, что Италия заинтересована в развитии сотрудничества с Беларусью и не рассматривает отсутствие демократии в качестве непреодолимого препятствия для налаживания торговых и инвестиционных связей.
Исходя из этого, можно предполагать, что, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе в основе итальянской политики на белорусском направлении сохранится балансирование между поддержкой демократических ценностей и интересами бизнеса.
Обсудим?