Три лидера для определения единого кандидата. Маловато будет?
Проект единого кандидата тормозится разностью интересов оппозиционных сил и лидеров…
Три оппозиционные структуры — Партии БНФ, движение «За свободу» и кампания «Говори правду» — в течение ближайших месяцев намерены определиться с процедурой избрания единого кандидата на президентских выборах. Впрочем, пока у экспертов слишком много вопросов, чтобы утверждать, что процесс избрания единого кандидата от оппозиции сдвинулся с мертвой точки.
Лидер Партии БНФ Алексей Янукевич отмечает, что кулуарные переговоры на эту тему ведутся уже с сентября 2012 года, однако их нельзя назвать особо интенсивными.
Кроме того, сообщил он, в октябре прошлого года сойм Партии БНФ поручил ему провести переговоры с другими оппозиционными структурами, чтобы определиться с процедурой избрания единого кандидата в президенты до 25 марта 2013 года.
«Хотя времени осталось немного, но есть шансы, что договоренность будет достигнута», — считает председатель Партии БНФ.
Впрочем, даже если согласованная тройкой процедура и будет обнародована в ближайшее время, вряд ли это станет прорывом в плане единства оппозиционных сил.
Заместитель председателя Белорусской партии левых «Справедливый мир» Валерий Ухналев вообще подчеркивает, что процедура выдвижения единого кандидата сама по себе не так и важна.
«Главное — программа, за что будет выступать единый кандидат, кто им станет. Пока переговоры, которые идут в этом направлении, скорее напоминают простые посиделки-говорильни», — считает Ухналев.
На словах, конечно, идея переговоров поддерживается всеми.
«Думаю, любая вменяемая политическая сила Беларуси ответит на этот вопрос положительно. В президентских кампаниях мы будем стремиться к тому, чтобы демократические силы были едиными», — заявляет Виталий Рымашевский, сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия».
Однако, отмечает политик, до президентских выборов еще два года, а потому без выработки единой стратегии заявления о едином кандидате выглядят «политическим блефом, пустым пиаром и спекуляциями».
По мнению Рымашевского, в Беларуси сейчас хватает проблем, совместное решение которых смогло бы продемонстрировать единство оппозиции.
«Это и политзаключенные, и социальные протесты, и объединение общества. Все эти вещи надо делать уже сейчас. Если мы хотя бы один из этих пунктов сделаем вместе, то тогда сможем говорить, что консолидация будет успешной, а не останется пустым заявлением», — считает представитель христианских демократов.
Правда, от процедуры определения единого кандидата все равно не уйти. И логичнее, чтобы она была определена как можно раньше, ведь два года подготовки к президентским выборам — это не так и много.
Объединенная гражданская партия уже несколько лет отстаивает в качестве такой процедуры праймериз.
«ОГП — пока единственная политическая структура, которая имеет видение процедуры выхода на лидера сторонников перемен и возможного кандидата в президенты. Предлагаемая нами процедура автоматически отвечает на вопрос: кто ее выигрывает, тот и есть лидер сторонников перемен и возможный кандидат в президенты», — уверяет лидер ОГП Анатолий Лебедько.
Однако можно вспомнить, что провести праймериз предлагалось и в 2010 году. Но запустить механизм не удалось даже в рамках одного из районов Беларуси.
«Провести праймериз действительно будет очень сложно, — соглашается Лебедько. — Вероятно, власть будет категорически против реализации этой процедуры. Но, реагируя на нашу инициативу, она будет допускать и ошибки. Когда мы на парламентских выборах выдвинули спикеров, власть не знала, что делать: одни наши кандидаты вышли в телеэфир, другие нет. Поэтому надеюсь, что в своем противодействии власть будет и популяризировать идею».
В то же время заместитель председателя движения «За свободу» Юрий Губаревич не совсем понимает настойчивость отдельных структур по отношению к принятию той или иной процедуры определения единого кандидата.
«Я не вижу предмета для дискуссий. Кто-то настаивает, что должен быть только праймериз или конгресс. На мой взгляд, можно совместить две процедуры, которые на разных этапах могут дать свои преимущества в проведении кампании избрания единого кандидата. Праймериз может помочь выйти на более широкий круг сторонников, а конгресс — стать формой принятия решений людьми, которые будут реально работать в команде единого кандидата», — считает Губаревич.
По мнению представителя движения «За свободу», сначала «надо решить, с каким посланием обратится единый кандидат к обществу, какие демократические силы готовы его поддержать и честно работать на его победу».
Политолог Валерий Карбалевич не хочет исключать самые различные варианты развития событий вокруг инициативы по избранию единого кандидата в президенты от оппозиции.
«Совпадения во взглядах, идеологическая близость не являются в белорусских условиях фактором союза, сближения или согласия, — отмечает аналитик. — Значительную роль играют тактические соображения».
Более того, некоторые политики, например, уехавшие из страны Андрей Санников и Владимир Бородач, вообще отрицают идею единого кандидата для выдвижения на президентских выборах 2015 года.
Отставной офицер спецназа Бородач в эти дни активизировал продвижение своей идеи избрания через интернет Совета национального спасения, заявив: «Нужен не единый кандидат, а нужна команда людей, единый центр с единой доктриной, стратегией и тактикой борьбы».
Однако аналитики полагают, что большинство лидеров политических сил предпочтут «не заметить» этой инициативы.
Политические партии, которые существуют внутри Беларуси, отмечает Карбалевич, в принципе благожелательно относятся к идее выдвижения единого кандидата. «Но дальше дело не идет, потому что возникают серьезные противоречия по процедуре, фамилии кандидата и так далее», — подчеркивает политолог.
По его мнению, было бы логичнее, чтобы в процедуру избрания единого кандидата были вовлечены все оппозиционные структуры. «Тогда можно бы было говорить о некоем процессе выдвижения единого кандидата. Пока же заявления исходят от трех структур, что само по себе смущает», — подчеркивает Карбалевич.
Обсудим?