Не до жиру, когда Родина в опасности. Лукашенко строит «генерал-губернаторов»
Военные игры — испытанный способ отвлечь народ от экономического кризиса…
От речей белорусского главнокомандующего вдруг повеяло порохом. Выступая 17 февраля в Минске перед участниками сбора по территориальной обороне, Александр Лукашенко провел параллель с 1941 годом, когда советские войска терпели жестокие поражения от гитлеровцев.
«В последнее время, я этого не скрывал, меня беспокоит то, что… Ну, знаете, как часто у нас в истории бывало — на бумаге всё хорошо, а не дай бог что-нибудь коснется, мы потом начинаем миллионами человек закрывать просчеты верховного командования. Как это было в последней войне. Вот этого произойти не должно», — объяснял президент собранному на мероприятие военному и цивильному начальству.
Лукашенко задался вопросом, «готовы ли мы действовать в военных условиях и задействовать всю территориальную оборону».
В итоге он поручил провести в стране проверку готовности войск территориальной обороны.
А кто нападать собирается?
Насчет просчетов верховного командования прозвучало двусмысленно, ну да ладно. Важнее выяснить, почему именно сейчас протрубили сбор и грузят публику речами в духе «если завтра война, если завтра в поход»?
Кто нападать собирается? Россия, по официальной версии, страна сугубо братская, всегда готова плечо подставить (хотя теперь вот, когда с деньгами туго, не торопится). Ну а западники только что замирились с Лукашенко, сняв с него и его окружения санкции ЕС. Хвалят за позицию в украинском вопросе и все такое. В общем, не клацает зубами, а едва ли не хвостом виляет коварный монстр НАТО.
Насколько можно судить по скупой информации, в новой военной доктрине Беларуси, которую по весне рассмотрит парламент, впервые делается акцент на такие угрозы, как цветная революция («внутренний вооруженный конфликт») и гибридная война.
Впрочем, складывается впечатление, что об угрозе цветных революций здешние деятели твердят в основном по привычке, в душе понимая, что это мифологизированная страшилка, по крайней мере на сегодняшний день и применительно к Беларуси.
Запад сыт арабской весной, к тому же темперамент белорусов не чета южному: даже когда туго, кряхтят, бурчат по кухням, но на площади не рвутся. А если и выйдут когда-нибудь, то наверняка не по отмашке госдепа США.
Евросоюз же (состоящий во основном из стран НАТО) недавней отменой санкций выразительно показал, что не собирается копать под Лукашенко, а напротив, ценит условную белорусскую стабильность и относительную предсказуемость поведения властей (это Владимир Путин неизвестно что завтра выкинет).
При гибридной войне погоду делает спецназ
Впрочем, авантюрность Кремля учитывают не только натовцы. При всех разговорах о союзничестве белорусское начальство после Крыма явно примерило на себя сценарий зеленых человечков с востока.
Однако насколько эффективна при таком сценарии территориальная оборона в ее белорусском варианте?
Многим сразу вспоминаются телевизионные кадры ноября 2011 года: наспех одетые в камуфляж, в основном неспортивного вида вертикальщики, которых вдруг построили в прямом и переносном смысле. Тогда Лукашенко дал областным руководителям и столичному градоначальнику генеральские погоны и заявил, что в стране на основе сил территориальной обороны фактически создается новая армия в 120 тысяч человек.
Потом эти барабаны утихли, но вот, кажется, новый виток. Неужели так напугали версии про зеленых человечков?
«Для гибридной войны нет лучшего средства, чем силы специальных операций», — отметил в комментарии для Naviny.by белорусский военный эксперт Александр Алесин. А вот территориальная оборона, по его словам — «лекарство совсем не от того», ее предназначение — охранять тыловые объекты в случае классической оборонительной войны, когда регулярные части на передовой. «Да и то с хорошо подготовленными диверсантами такое войско вряд ли справится», — считает эксперт.
По его мнению, территориальная оборона в белорусском варианте вообще «большого смысла не имеет».
«Другое дело — у швейцарцев, которые имеют на руках оружие и в случае чего не в военкомат двинутся, чтобы там снарядили, а сразу в места боевого расположения. Да и учатся они военному делу регулярно», — поясняет собеседник Naviny.by.
Нужны ли Лукашенко казаки?
Кстати, в начале февраля представители объединения «Белорусское казачество» обратились к Лукашенко с просьбой разрешить им стать соединением территориальных войск. Атаман Николай Улахович, чью колоритную фигуру и оригинальные суждения многие запомнили благодаря его участию кандидатом в прошлогодней президентской кампании, заявил на мероприятии под названием «седьмой большой круг казаков», что «необходимо создавать «Белорусское казачье войско» наподобие действующих в России».
Эта инициатива вызвала среди национально ориентированной публики (да, Улахович же еще сравнил БНФ с ИГИЛ!) волну комментариев в духе: вот она, пятая колонна Москвы!
Лукашенко пока хранит молчание. Можно допустить, что предложение казаков большого энтузиазма у главнокомандующего не вызывает. Во-первых, у нас нет неких казачьих территорий. Во-вторых (и это главное), пророссийские настроения этих активистов действительно видны невооруженным глазом.
Так что по поводу идеи создать у нас казачье войско «власть может испытывать определенные опасения, ведь неизвестно, под чьим влиянием будут находиться такие боевые единицы», отмечает Алесин.
Стрелялки, чтобы отвлечь от кризиса
Причину же нынешнего особого внимания Лукашенко к военным вопросам эксперт видит в экономическом кризисе.
«Экономика главнокомандующему неподвластна. А военные игры — хороший способ показать заботу о стране и отвлечь внимание общества от экономических неурядиц. Вот и соберут немолодых мужиков, чтобы походили с автоматами ППШ и пистолетами ТТ», — говорит Алесин.
Подобного мнения придерживается и руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. В комментарии для Naviny.by аналитик отметил, что руководству Беларуси в условиях экономического кризиса «надо как-то объяснить людям, почему они будут жить плохо, причем долгое время».
«Улучшения экономической ситуации в обозримой перспективе не предвидится, идти на реформы глава государства, судя по всему, не готов. Остается мобилизовать вертикаль и показать простым людям, что Родина, мол, в опасности, ситуация почти предвоенная, так что грех заикаться про какие-то джинсы и колбасу», — поясняет собеседник Naviny.by.
Если бы Лукашенко чувствовал сегодня реальную военную угрозу, то «были бы предприняты шаги гораздо более эффективные, нежели собрание председателей исполкомов», считает Поротников.
Москва может взять тихой сапой
По мнению Алесина, Кремлю сейчас не до сценариев смены Лукашенко, поскольку Россия завязла на Донбассе, в Сирии, чувствует нарастание угроз в Центральной Азии. Да и вообще рискованно дестабилизировать ситуацию в соседней стране, которая является для России стратегическим плацдармом и транзитным коридором.
Если Москва и надумает когда-нибудь менять власть в Беларуси, то предпочтет сделать это без вооруженного вторжения, «мягким путем», считает аналитик.
Стоит добавить, что многолетней политикой однобокой «братской интеграции» белорусское руководство само создало условия, когда Кремль при нужде может использовать колоссальную экономическую зависимость Беларуси, русификацию ее населения, каналы пропагандистского влияния, чтобы взять страну тихой сапой.
Да и персоналистская система власти, кроме многих пороков, опасна еще и вот чем: случись нечто с первым лицом, государство может быть парализовано перед лицом внешней угрозы. Вряд ли спасут Родину опереточные «генерал-губернаторы».
Обсудим?