«Под обыски может подпасть вся страна»…

В сферу интересов Комитета госбезопасности попали и негосударственные СМИ. В частности, обыски прошли в редакциях «Еврорадио» и «Нашай нівы»...

После акции 19 декабря, когда было задержано более шестисот человек, по стране прокатилась волна обысков в офисах демократических организаций и квартирах активистов. В сферу интересов Комитета госбезопасности попали и негосударственные СМИ. В частности, обыски прошли в редакциях «Еврорадио» и «Нашай нівы».

28 декабря пришли в «Нашу ніву». Обыск длился более трех часов. Из офиса Белорусского ПЕН-центра, где размещается также редакция «Нашай нівы», вынесена оргтехника, сообщил корреспондент газеты Дмитрий Панковец, который присутствовал при обыске. Сотрудники КГБ изъяли более десяти системных блоков, диски, флешки, бумаги. Обыскали также и квартиру главного редактора газеты, заместителя председателя ПЕН-центра Андрея Скурко.

Обыск в Нашей ниве

Еженедельник «Наша ніва» выходит по средам, однако в соответствии с графиком номер на 29 декабря не готовился; следующий должен выйти 5 января.

Андрей Скурко рассказал Naviny.by, что особенного удивления произошедшее ни у него, ни у его коллег не вызвало — сайт «Нашай нівы» 19 декабря и позднее имел много посетителей. К информации о событиях в этот день, размещенной на сайте, было повышенное внимание в обществе и силовых структурах.

Между тем останавливать работу сайт «Нашай нівы» не собирается. «Для того чтобы заниматься интернет-сайтом, — отметил Скурко, — необязательно находиться в редакции. Это можно делать даже в интернет-кафе. Кроме того, сотрудники КГБ обещали вернуть технику. Правда, сроки следственных действий абсолютно не определены. Будем надеяться, что на длительный срок они не затянутся».

25 декабря в отсутствие сотрудников был обыскан минский офис «Европейского радио для Беларуси».

Когда заместитель главного редактора Виталий Зыблюк прибыл к офису, то увидел на лестнице людей, выносивших технику, «а из документов он получил копию протокола, написанного очень неразборчиво». Понятым при обыске был инженер ГХУ Администрации президента. «По офису как будто прошел торнадо», — отметил Зыблюк. Вынесли компьютеры, ноутбуки, сервер, диктофоны, фотоаппараты, портативные видеокамеры — всего 43 наименования.

Зыблюк видит связь обыска с прошедшими президентскими выборами и возросшей популярностью радио и его сайта: «Уже до обыска в связи с действиями белорусских партнеров доступ к нам был затруднен. Мы старались работать объективно, не перегибать палку в ту или иную сторону, претензий нам не предъявляли».

Шеф-редактор «Еврорадио» Юлия Слуцкая сказала Naviny.by, что в настоящее время радио работает: «Мы не только продолжаем работать, но и увеличили количество часов живых информационных эфиров с 10 до 12 часов в сутки. Теперь информационно-музыкальный эфир продолжается с 6 утра до 6 вечера. Это связано с тем, что в Беларуси в настоящее время много информационных поводов, о которых нельзя не говорить». 

Слуцкая сообщила, что «Европейское радио для Беларуси» 28 декабря направило в КГБ жалобы на действия сотрудников спецслужб. Копия письма отправлена в Генеральную прокуратуру. В письме отмечается, что при проведении следственных действий был нарушен ряд законодательных норм. Слуцкая отметила, что одним из нарушений является отсутствие при обыске представителей администрации минского корпункта радио. В письме также содержится просьба разобраться в ситуации и вернуть технику.

Корпункт «Еврорадио» в Минске был открыт в ноябре 2009 года. В ноябре этого года МИД продлил «Еврорадио» аккредитацию на один год — до 10 ноября 2011 года.

Как отметил пресс-секретарь дипломатического ведомства Андрей Савиных в эфире «Радыё Рацыя», следственные действия в минском офисе «Еврорадио» проводились без ведома министерства и не означают закрытия радио. Савиных также выразил надежду, что «правоохранительные органы смогут выработать конкретное решение, на основании которого будет принято окончательное заключение. Абсолютно очевидно, что все вопросы должны решаться только в правовом поле и в соответствии с законодательством».

Зачем в принципе забирать технику, если нет цели заставить журналистов испытывать дискомфорт и сложности в работе? Андрей Скурко отметил, что не понимает, какой в этом смысл: «Собственно, можно было переписать данные с наших компьютеров и все. Со всей ответственностью могу заявить, что журналисты «Нашай нівы» не имеют отношения ни к каким противоправным действиям. Мы делаем свою журналистскую работу, то есть — освещаем события».

В свою очередь заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец отметил, комментируя вечерние обыски в редакции «Нашей Нивы» и в квартире ее главного редактора, что если «проводить следственные мероприятия в отношении людей, которые не являются ни подозреваемыми, ни обвиняемыми, ни даже свидетелями, то под обыски может подпасть вся страна».

«В некоторых государствах, например, в Германии, на опыт которой любят ссылаться правоохранительные органы, у журналистов вообще запрещено проводить обыски, поскольку это рассматривается как нарушение свободы СМИ и связано с защитой источников информации. Не говоря уже о том, что, когда изымается профессиональное оборудование, это угрожает выходу СМИ», — подчеркнул Бастунец.


  • А.Г. БОИТСЯ! Правильно БОЙСЯ... БОЙСЯ НАС! "Твой" народ - не за тебя! ....чистками и запугиваниями - не добьёшься признания и авторитета...
  • Когда взялись за евреев, я не заступился, потому что не еврей. Когда взялись за коммунистов, я не заступился, потому что не коммунист. Когда взялись за профсоюзных лидеров, я не заступился, потому что не состоял в профсоюзе. Когда взялись за католиков, я тоже не заступился, потому что я протестант. Когда наконец пришла моя очередь, то за меня никто не заступился, потому что уже некому было это сделать. Пастор Мартин Нимёллер, узник Заксенхаузена и Дахау
  • Спасибо настоящим журналистам за смелость и честное выполнение своего долга! С Новым годом и Рождеством!
  • НАША НIВА, спасибо ВАМ за смелость и честное выполнение своего долга! С Новым годом и Рождеством!