Жили в «зоне» — не попали на зону
«Чернобыльская» прописка уберегла многих жителей Гомельщины от попадания в места не столь отдаленные …
За 25 лет «чернобыльская зона» Гомельской области, благодаря постановлениям Совета министров, сузилась — каждые пять лет высокие начальники устраивают картам «большую стирку», после которой «грязные» деревни и города становятся чистыми.
К примеру, в 2010 году Мозырь и окрестности смыли с себя грехи радиации, как после крестильной купели, и были исключены из перечня загрязненных Чернобылем. Хотя, согласно прогнозам специалистов, городской поселок Брагин лишь в 2125 году приобретет статус «чистой зоны», то есть прогнозируемое радиационное загрязнение к этому времени будет менее 1 кюри на кв. км. Ветка станет «чистой», если не изменятся прогнозы, к 2116 году, Корма — к 2113-му, Наровля — к 2103-му. Очищение Гомеля прогнозируется на 2023 год.
Чернобыльцы с привилегиями — дети да инвалиды
В 90-е ликвидаторы-инвалиды имели какие-никакие льготы, если специалисты устанавливали связь заболевания с Чернобылем, потом большинство этих порочных радиационных связей убрали. Изменился перечень хворей, насланных катастрофой на ЧАЭС, естественно, в сторону значительного уменьшения. Специалисты Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека пока уверенно и достоверно говорят лишь о связи радиации с раком щитовидной железы.
После больших чисток, изменений и дополнений в законы, постановления и указы на сегодняшний день, по словам начальника управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Гомельского облисполкома Игоря Бойдака, реальные льготы остались, в основном, у ликвидаторов-инвалидов да детей.
«Для пострадавшего населения остались льготы такие, как бесплатное питание и оздоровление раз в год детей, для ликвидаторов — бесплатная приватизация, если кто еще не воспользовался этим правом. Для ликвидаторов остался социальный отпуск — 14 календарных дней, но без сохранения зарплаты, раньше был с сохранением», — уточнил на пресс-конференции начальник управления.
Как пострадавшие не стали обвиняемыми
К 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 65-летию победы в Великой Отечественной войне жители «чернобыльской зоны» — чуть не всей Гомельской области, получили такую льготу, как освобождение от уголовной ответственности по статьям УК, подпадающим под категорию «не представляющие большой общественной опасности» или «менее тяжкие статьи».
В соответствии с законами об амнистии 2009 и 2010 годов от наказания за менее тяжкие статьи были освобождены, вместе со стариками, беременными, несовершеннолетними и ветеранами, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и лица, пострадавшие (потерпевшие) от радиационных аварий.
Пострадавшими от ЧАЭС признаются те, кто жил и живет в «зоне», и не поленится обратиться в районную администрацию по месту жительства, чтобы получить соответствующую бумажку. Особо никому не нужные подтверждения того, что человек входит в число «пострадавшего населения», стали востребованными у тех, кого назвали обвиняемым (по менее тяжкой статье).
По информации Гомельского областного суда, такой льготой за время действия амнистии, в 2009 году, не преминули воспользоваться 586 участников ликвидации аварии на ЧАЭС и пострадавшего населения, которые были освобождены от наказания. В кассационном порядке были освобождены еще 40 человек. За 2010 год областной суд пока не подготовил статистических данных, но известны некоторые дела, как обвиняемые по суду, они же — потерпевшие от аварии на ЧАЭС, не попали в тюрьму.
К примеру, в ноябре 2009 года суд Мозырского района вынес постановление о прекращении уголовного дела в отношении бывшего директора Мозырского горнолыжного комплекса в связи с амнистией. Бывший руководитель был признан виновным в служебной халатности, но поскольку он является пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, дело было прекращено. Бывший директор обвинялся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, что повлекло массовое травмирование граждан. Речь идет о 82 потерпевших, которые получили травмы различной степени тяжести, катаясь на тюбингах (надувные подушки для спуска со снежных склонов). Комплекс поспешили сдать в эксплуатацию с недоделками, люди пошли кататься и поломали руки-ноги, получили травмы головы и позвоночника.
Избежала наказания и гомельчанка-мошенница, которая семь лет продавала пенсионерам жженый сахар под видом меда. Жертвами мошенницы стали более 30 жителей Гомеля. Пока шло следствие, обвиняемая получила удостоверение пострадавшей от Чернобыля и не попала на нары.
Оказался «пострадавшим» от ЧАЭС и 30-летний гомельчанин, директор частного предприятия, который летом 2010 года сбил насмерть на пешеходном переходе 33-летнюю женщину. Водитель нарушил все, что можно только нарушить на дороге, но ему вернули и права, и машину. Вскоре уголовное дело в отношении обвиняемого было закрыто — в связи с амнистией. Виновник аварии на дороге был амнистирован как пострадавший от аварии на ЧАЭС. Молодая женщина мертва, виновник ее смерти на свободе, а родственники погибшей, мягко говоря, удивлены — мягкостью правосудия.
Так что не для всех Чернобыль — черная боль и быль, для некоторых — приятный призрак свободы. Пусть в чернобыльской зоне, да все же не на нарах.
Обсудим?