Экономический кризис подхлестнул утечку мозгов
Интеллектуальная миграция, безусловно, свидетельствует о кризисном состоянии экономики на родине, но может быть для экономики как вредной, так и полезной...
В связи с экономическим кризисом эксперты прогнозируют увеличение оттока квалифицированных кадров из Беларуси, на что указывают некоторые социологические исследования. Между тем достоверных данных статистики по поводу утечки мозгов не существует.
Одно из последних исследований по поводу миграции — «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси», проведенное по заказу Белорусского института стратегических исследований. Его выводы таковы: из Беларуси выезжают более квалифицированные кадры, чем в нее въезжают. Руководитель исследования экономист Александр Лученок подчеркнул, что это закономерный процесс: в борьбе за квалифицированных работников выигрывают более богатые страны.
Между тем данные официальной статистики не отражают реальную картину миграционных процессов, прежде всего потому, что практически отсутствует учет выезжающих работать в Российскую Федерацию. Академик Александр Войтович, президент Национальной академии наук в 1997-2001 годах, считает, что особенно трудно оценить масштаб интеллектуальной миграции.
Войтович подчеркнул, что академическое сообщество остро почувствовало экономические проблемы, существующие в Беларуси. Тем более что, по его словам, белорусская наука находится в кризисе уже много лет.
Миграцию научных умов провоцирует то, что «не существует ясной для всех политики в сфере науки и образования, как, впрочем, и в экономике в целом». Это отражение общей ситуации в стране, считает академик, когда нам из года в год повторяют одни и те же тезисы, которые рождаются на различных совещаниях чиновников.
Бывший президент Национальной академии наук констатировал, что молодежь не идет в науку в связи с недостаточным уровнем оплаты труда научных сотрудников. Так, ведущий научный сотрудник, кандидат наук в среднем зарабатывает около 1,5 миллиона рублей.
Кроме того, тяжелое состояние науки определяется отсутствием возможности работать на современном оборудовании.
«В Беларуси оборудование закупается в недостаточном количестве. Научные институты не имеют доступа к валюте, а значит, купить ничего не могут. При этом в стране научное оборудование почти не производится. В результате материально-техническая база в институтах преимущественно устаревшая, и молодые ученые, желающие посвятить себя науке, вынуждены работать на оборудовании вчерашнего дня», — сказал Войтович.
Очень многих эта ситуация не устраивает. Войтович считает, что молодые люди, которые приходят в науку и достигают там определенных успехов, «ищут возможность уехать из страны».
Как результат, согласно данным Минобразования, треть кандидатов наук и почти половина докторов — лица пенсионного возраста. Общая численность научных и научно-педагогических работников составляет около 15,5 тысячи человек, 900 из них имеют степень доктора наук и более 5800 — кандидата наук. За последние пять лет было защищено 93 докторских и 1130 кандидатских диссертаций. При этом в 2010 году только 3,5% аспирантов завершили учебу защитой диссертации. В 16 учреждениях образования ни один из окончивших аспирантуру не смог защитить диссертацию.
По мнению экс-президента Национальной академии наук, ныне на государственном уровне не разрабатываются программы, которые могли бы поспособствовать развитию страны — ее экономики, образования.
Войтович подчеркнул, что принимаемые постановления не решают проблем. «Пока мы не осознаем проблем, стоящих перед обществом и не инициируем принятие действенных программ развития страны, в Беларуси будет плачевная ситуация», — считает академик.
Эксперт в сфере образования Владимир Дунаев подчеркнул, что необходимы серьезные социологические исследования, показывающие масштаб утечки мозгов из Беларуси. Существует статистика ЮНЕСКО, показывающая количество студентов, которые обучаются за рубежом. Это около 15 тысяч человек из Беларуси.
«Вообще, в современном мире стоит говорить не об утечке мозгов, а об их циркуляции, — подчеркнул Дунаев. — Страха перед отъездом интеллектуалов за рубеж нет, если есть перспектива их возвращения, если те, кто едет получать образование, возвращаются».
В вопросе, будет ли учеба началом процесса утечки мозгов или циркуляцией, многое зависит от позиции государства в вопросе миграции.
Так, в Российской Федерации, отметил Александр Лученок, в прошлом году был принят закон, в котором особое внимание уделено привлечению высококвалифицированных специалистов из других стран и ограничению въезда низкоквалифицированных мигрантов. После принятия этого закона уже появилась тенденция увеличения выдачи разрешений на работу квалифицированным специалистам. В Беларуси же наблюдается реальный отток квалифицированной рабочей силы. Между тем закреплять кадры можно только увеличением заработной платы, подчеркнул Лученок.
О том, что власти относятся настороженно к тем, кто обучается за рубежом, свидетельствует высказывание Александра Лукашенко по поводу студентов, обучающихся за границей, как было сказано, для «пополнения пятой колонны».
На встрече с тогдашним председателем правления «Беларусбанка» (позднее ставшей главой Нацбанка) Надеждой Ермаковой 27 июля, в пору дефицита валюты для населения, Лукашенко отметил: «Мы договаривались о том, что Сберегательный банк, сейчас уже и другие эту функцию на себя берут, обеспечат продажу валюты населению под необходимые нужды: болезнь, учеба. И то — учеба с какой целью, в интересах государства или для пополнения пятой колонны, как у нас некоторые учатся за границей. Это государственная услуга, и она должна оказываться в интересах государства».
Впрочем, не обязательно уезжать из страны. По словам Дунаева, достаточно распространена и виртуальная миграция. Это также подтверждается исследованием «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси». Виртуальная миграция выступает в виде аутсорсинга, фрилансинга. Лученок отметил: «Речь идет о компьютерщиках, разработчиках программ. На практике они работают на самые разные страны, живя в Беларуси».
Как указывают авторы исследования, таким образом также происходит реальный отток высококвалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой.
Дунаев считает, что экономический кризис неизбежно коснется интеллектуалов и приведет к оттоку из страны высококвалифицированных кадров.
Вместе с тем, он не считает ситуацию трагичной, поскольку видит в эмиграции «пусть не легкий, но реальный вариант для интеллектуалов найти работу». Кроме того, считает профессор Дунаев, «если люди ориентируются в своей работе не на внутренний стагнирующий рынок, а на международные стандарты, это хорошо». «В этом и есть позитивное значение эмиграции», — считает собеседник.
Кроме того, люди, работая за рубежом, повышают квалификацию, а затем используют ее на родине, куда могут вернуться при благоприятных обстоятельствах.
По словам профессора Дунаева, эмиграция высококвалифицированной рабочей силы также подталкивает государство к вопросу, как создать условия для таких кадров на родине. Интеллектуальная миграция, безусловно, свидетельствует о кризисном состоянии экономики на родине, но может быть для экономики как вредной, так и полезной, подчеркнул эксперт.
Обсудим?