«Утечка мозгов» или «бегство желудков»?
Мясникович убежден, что искусственное стимулирование странами Запада эмиграции ученых из страны должно быть соответствующе компенсировано...
Национальная академия наук, похоже, тоже решила взять на вооружение знаменитый принцип людоедки Эллочки: не учите нас жить, лучше помогите материально. Иначе заявления ее президента Михаила Мясниковича, сделанные 16 октября на пресс-конференции, расценить никак нельзя. Суть их сводится к следующему: страны Запада должны компенсировать Беларуси «утечку мозгов» и эта проблема может быть предметом обсуждения в международных и европейских организациях.
Михаил Мясникович убежден, что искусственное стимулирование странами Запада эмиграции ученых из страны должно быть соответствующе компенсировано учебным заведениям и самому государству. По мнению президента НАНБ, этот вопрос находится в сфере защиты национальных интересов Беларуси, так как, по данным ЮНЕСКО, стоимость подготовки одного доктора наук составляет около 600 тыс. долларов, а отъезд белорусских ученых на Запад приобрел массовый характер.
Руководство НАНБ планирует обсудить проблему «утечки мозгов» на предстоящем в начале ноября Собрании молодых ученых. После этого будет оформлено предложение Совету министров обратиться в международные организации с требованием обсудить тему эмиграции ученых. М.Мясникович обратил внимание на меры, которые будут приниматься в самой Беларуси, чтобы предотвратить отток ученых из страны. Бюро президиума НАНБ постановило создать для молодых ученых все возможные условия для наиболее продуктивной деятельности.
Каким образом руководство Академии наук собирается взыскивать с государств, переманивших «наши мозги» компенсацию и какие именно условия для «продуктивной деятельности» молодых ученых будут создаваться? Вопросы это, конечно, интересные, но получить на них ответы по горячим следам заявлений г-на Мясниковича не удалось: сегодня и завтра в стране проходит масштабный семинар руководящих работников, куда, разумеется, лучшие умы Беларуси и стеклись, и президент НАНБ в том числе.
Дабы выяснить, справедливо ли в принципе требовать от других стран подобной компенсации и как руководство Академии наук на практике занимается поддержкой научных кадров, «Белорусские новости» обратились к сотруднику НАНБ, профессору, доктору физико-математических наук Юрию Ходыко.
Профессор назвал «утечку мозгов» из Беларуси всего лишь «констатацией факта неблагоприятных условий для научной деятельности». Он полагает, что формальных поводов для критики Запада у Академии наук нет.
«Ученые тоже люди, они имеют право на выбор места для реализации своих способностей, — сказал Ю.Ходыко. — Другое дело, что может быть в дальнейшем, наша страна могла бы заключить соглашения о массовом образовании за рубежом. Направляя туда наших студентов с целью получения ими современных знаний, целесообразно было бы заключать контракты, которые предусматривают выплату определенной компенсации в случае, если молодой человек остается за границей. Но у нас такая система не разработана, поэтому на сегодняшний день требовать компенсации от запада никаких поводов у нас нет».
Пока, по словам профессора Ходыко, особых стимулов держаться за работу в НАНБ у белорусских ученых нет — платят по-прежнему мало. Если ученые физики и математики в среднем получают где-то в районе 120 долларов, то сотрудники другого профиля такими зарплатами похвастаться не могут. Человек далеко не юный уходить из Академии наук не будет: он просто не в состоянии по своему складу ума и души заниматься чем-то иным, кроме науки, а переделать себя уже сложно. Если же это молодой кандидат наук до тридцати лет, владеющий компьютером и неплохо говорящий на каком-нибудь иностранном языке, то он, как правило, обязательно уцепится за возможность уехать в другую страну. Благо, возможностей теперь немало. Были бы желание и способности.
Уезжая за границу, такие молодые ученые редко что-то теряют и гораздо чаще приобретают: приличный и стабильный заработок, уверенность в завтрашнем дне — то, о чем здесь им не приходилось даже мечтать. Пусть им даже приходится переквалифицироваться, но зато у них появляются серьезные шансы на достойное существование. Тем, кто перешагнул пятидесятилетний рубеж, уже сложнее и везет им реже, но жизнь в другой стране в любом случае не становится для них более ужасной, чем в Беларуси. Можно ли после этого требовать от других стран компенсации за «утечку мозгов»? Скорее, речь тут идет о «бегстве желудков», которые здесь просто-напросто не могут прокормиться.
«Конечно, можно вынести на обсуждение в международных организациях вопрос о компенсационных мерах за эммиграцию белорусских ученых. Но будет ли этот вопрос обсуждаться?» — сказал в интервью «Белорусским новостям» руководитель белорусского представительства Всемирного банка Сергей Кулик. Он считает, что белорусским властям давно пора отойти от мышления в рамках замкнутого круга, научиться решать не тактические, а стратегические задачи. Тактическая задача в данном случае: сэкономить деньги на науке, чтобы ненадолго закрыть другие дыры. Стратегическая — инвестировать средства в науку, которая потом поможет хорошо зарабатывать.
В этом смысле очень интересен опыт некоторых других стран, которым в определенный период тоже пришлось бороться с «утечкой мозгов». Корея, Тайвань, Индия и Китай, например, стремились поощрить возврат на родину молодых людей, которые получали образование за границей. Методы поощрения самые различные: выпускнику Гарварда могли платить значительно больше, чем обладателю диплома отечественного университета, выходцы из этой страны, которые все же не пожелали вернуться на родину, получали хорошие льготы при инвестировании своих, заработанных за границей капиталов, в ее экономику и т.д.
Также практиковалось и практикуется обучение молодых людей в других странах за счет государственных средств, но в этом случае выпускники заграничных университетов обязаны вернуться и работать на благо отечества или же выплатить солидную компенсацию родному государству. Или же приглашали иностранных профессоров читать лекции в свои вузы. Можно долго перечислять методы предотвращения «утечки мозгов», однако ясно только то, что единственным и верным способом решения этой проблемы остается улучшение экономического положения в стране. Иначе белорусские ученые, отчаявшись заработать на родине, продолжат массовое бегство за границу по зову отнюдь не своих сердец, а всего только голодных желудков.
Обсудим?