«Раскрутить» союзника на Су-30 Беларусь не смогла
Причиной стала финансовая несостоятельность страны, даже учитывая особый характер отношений Москвы и Минска…
Ввиду финансовой несостоятельности Беларусь, скорее всего, не сможет приобрести истребители Су-30К, которые Индия недавно вернула России после десятилетней эксплуатации. На эти машины, которые ремонтируются в Барановичах, положил глаз Вьетнам.
Истребители, о которых идет речь, Москва поставила индийцам в 1997-1999 годах, на первом этапе сделки по продаже истребителей Су-30МКИ. Дело в том, что на момент заключения соглашения производство Су-30МКИ, имеющих расширенные возможности для нанесения ударов по наземным целям, еще не было налажено. Су-30К следовало вернуть поставщику — авиационной корпорации «Иркут» после поступления заказчику всех оговоренных контрактом Су-30МКИ.
Поставка же последних была завершена только в 2007-2009 годах. В августе прошлого года из СМИ стало известно, что высвободившиеся Су-30К воздухом доставлены из Индии в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
После этого машины собирались снова выставить на продажу. За эти истребители Россия планировала выручить минимум 270 млн. долларов (порядка 15 млн. за единицу с учетом модернизации). Сравните: рыночная стоимость 18 новых самолетов Су-30 — более 1 млрд. долларов.
Утверждается, что выбор в пользу белорусского предприятия был сделан для того, чтобы не возвращать в российскую казну 18% НДС от общей стоимости истребителей в случае обратного их ввоза в Россию, как это предусмотрено таможенным законодательством этой страны.
В числе потенциальных покупателей назывались Судан, Эфиопия, Венесуэла и Аргентина. Потом заговорили и о Беларуси. Что не удивительно. Высокопоставленные белорусские чиновники, военные и представители ВПК и ранее заявляли о необходимости приобретения боевых самолетов типа Су-30 для поддержания ударных возможностей ВВС и войск ПВО.
Это особенно актуально с учетом того, что ресурс ряда типов машин еще советского производства исчерпывается. Это стало аукаться летными происшествиями. Дело дошло до того, что встал вопрос о списании всех фронтовых бомбардировщиков Су-24.
Учитывая особый характер отношений Москвы и Минска в оборонной сфере, шансы Минска заполучить Су-30К представлялись отнюдь не призрачными.
Однако поскольку лишних денег у белорусского государства нет, вся надежда была на очередной жест доброй воли со стороны Кремля. Дескать, его обитателям не безразлично, в каком состоянии западный форпост России. С возвратом в Кремль Путина, оседлавшего антизападную риторику, эти расчеты стали выглядеть еще более реальными.
Но к широким жестам не были склонны высокопоставленные чиновники из «Рособоронэкспорта». По их мнению, продажа Су-30К в тот же Судан в финансовом плане выглядела бы «гораздо интереснее». Тем более что в случае поставки истребителей не в дальнее зарубежье, а в Беларусь «Рособоронэкспорт» лишался бы своих законных посреднических процентов. И коммерческий интерес, похоже, оказался сильнее прочих соображений.
Как следует из недавней публикации в газете «Коммерсант», Беларусь не сможет рассчитывать на кредит российского Министерства финансов в случае подачи заявки на покупку истребителей Су-30К. Самостоятельно изыскать такую сумму Минск не в состоянии. Что касается безвозмездной передачи самолетов, то этот вариант вообще не упоминается. А посему «Рособоронэкспорт» стал искать и нашел другого, платежеспособного покупателя — Вьетнам.
Цена оказалась настолько привлекательной, что вьетнамцы, привыкшие закупать новую технику, выразили готовность начать переговоры о приобретении уже бывших в употреблении Су-30К. В середине мая на 558-м авиаремонтном заводе побывала вьетнамская делегация. После осмотра истребителей представители «Рособоронэкспорта» предложили вьетнамцам начать предконтрактную работу.
Цитируемый «Коммерсантом» источник, близкий к «Рособоронэкспорту», подтвердил факт визита вьетнамцев в Барановичи, но от подробных комментариев отказался. Известно только то, что пока стороны не оговаривали условия сделки. Нет официальных комментариев на эту тему ни от «Рособоронэкспорта», ни от 558-го авиазавода, ни от корпорации «Иркут». Твердо можно сказать лишь одно: «Рособоронэкспорт» намерен провернуть сделку по Су-30К в кратчайшие сроки.
На фоне участившихся катастроф в белорусских ВВС (последняя произошла 12 июня), причиной которых эксперты считают исчерпание ресурса парка боевых самолетов, такой шаг по отношению к ближайшему союзнику в Минске могут расценить как не слишком порядочный. Но гешефты «Рособоронэкспорта» для Москвы, видимо, важнее этических нюансов.
Обсудим?