Обезболивание раковых больных — за пределами цивилизованной нормы

Если в стационаре паллиативному больному, нуждающемуся в обезболивании, ничего не могут предложить, кроме питания, теряется смысл обращения в больницу...

Больные, нуждающиеся в обезболивании наркотическими препаратами, обеспечены ими в Беларуси значительно хуже, чем в странах ЕС, несмотря на активное развитие паллиативной помощи в нашей стране в последние годы.

Согласно докладу международного Комитета по контролю над наркотиками, среднее медицинское потребление наркотических средств (2007-2009 годы) составляет в Беларуси 156 условных доз на один миллион человек в сутки. В России этот показатель составляет 197, а в Германии, являющейся лидером по обезболиванию, — 19 319, во Франции — 16 160, Греции — 4270. Меньше, чем в Беларуси, обезболивание с применением наркотических препаратов используется в Албании (69), Молдове (66), Украине (32).

Как отметила на конференции в Минске руководитель Центра паллиативной помощи онкологическим больным при Московском научно-исследовательском онкологическом институте Гузель Абузарова, Беларусь в сравнении с Россией выглядит лучше, но порадоваться за нашу страну не дает тот факт, что использование наркотических обезболивающих в объеме менее 200 доз на миллион населения в сутки «находится за пределами цивилизованного потребления».

Примерно половина раковых больных, которые страдают от боли, нуждаются в обезболивании с применением наркотических препаратов.

По мнению Гузель Абузаровой, проблема неактивного использования качественного обезболивания упирается не только в нехватку финансов или огрехи организации системы здравоохранения. В обществе «до сих пор существует опиодофобия, в результате которой больные и врачи боятся применения наркотических препаратов для обезболивания». Многие находятся в плену иллюзий о неизбежности и полезности боли, отметила российский эксперт.

Как отметила главный врач минской больницы паллиативного ухода «Хоспис» Ольга Мычко, на вооружении белорусских медиков есть набор лекарственных препаратов для поддержки паллиативных больных, в том числе для купирования боли, которыми «можно качественно обезболить пациента и контролировать боль в условиях стационара и на амбулаторном этапе».

В настоящее время средняя стоимость лечения паллиативного больного в Минске составляет около 1,5 млн. рублей, в Могилевской области — около 2,2 млн. рублей, а в Гомельской области — более 7 млн. рублей. Как пояснила Ольга Мычко, низкая стоимость лечения в Минске объясняется тем, что в столице применяются современные схемы лечения, распространено применение различных форм обезболивающих препаратов, например, в виде пластыря. В результате качественного обезболивания к пациенту реже выезжает машина скорой помощи, он не нуждается в стационарной поддержке.

Ольга Мычко отметила, что в стране, за исключением Минской области, «уменьшается частота вызовов машин скорой медицинской помощи для обезболивания паллиативных больных, что является свидетельством расширения неинвазивных способов обезболивания».

Однако, подчеркнула Ольга Мычко, при существующей «маленькой положительной тенденции» охват паллиативным уходом взрослых по регионам является недостаточным.

В системе амбулаторно-клинической помощи работает выездная патронажная служба (есть два представительства в Минске и по одному в Бресте, Гродно, Могилеве и Бобруйске при норме в одно представительство на каждые 400 тысяч населения), два кабинета паллиативной медпомощи (в Минске и Витебске) и отделения дневного пребывания на 23 места — в Гродно (10 мест), Минске (8) и Бобруйске (5). В Гомельской и Минской областях вышеуказанные амбулаторные услуги не оказываются.

В этом году в Беларуси 22 800 человек нуждаются в паллиативной помощи, из них 9000 — с неонкологической патологией. При этом в стационарах насчитывается всего 299 мест, где оказывается паллиативная помощь.

По информации Ольги Мычко, обеспеченность паллиативными койками составляет в стране 38,5 на миллион населения при нормативе 50 коек. Лучше всего ситуация выглядит в Минске — 48 коек, хуже — в Гродненской и Могилевской областях — 10 и 18 соответственно.

При этом качество оказания паллиативной помощи в стационарах не всегда соответствует современным требованиям, так как в некоторых больницах «нет даже наркотических средств для обезболивания пациентов». Если в стационаре паллиативному больному, нуждающемуся в обезболивании, ничего не могут предложить, кроме питания, теряется смысл обращения в больницу. Происходит «подмена паллиативной службы сестринским уходом», подчеркнула Ольга Мычко.

Человек имеет право на врачебную помощь, в том числе на обезболивание. На практике же часто получается так, что пациенты в термальной стадии могут рассчитывать только на родственников, на то, что они добьются или договорятся, чтобы вкололи или хотя бы выписали нужное обезболивающее. Порой умирающие от рака вынуждены терпеть боль до самого момента смерти.

Медики, оказывающие паллиативную помощь, ждут изменений в закон «О здравоохранении». Как отметила Ольга Мычко, в настоящее время, «говоря языком закона, мы работаем в рамках пилотного проекта, так как законодательная база не разработана». С принятием новой редакции закона качество организации паллиативной помощи в Беларуси улучшится, надеется специалист.

Заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Людмила Жилевич отмечает, что долг медиков и цель Минздрава сделать так, чтобы каждый человек мог уйти из жизни без боли, а качество жизни паллиативных больных было достойным.


  • { Заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи населению Министерства здравоохранения Людмила Жилевич отмечает, что долг медиков и цель Минздрава сделать так, чтобы каждый человек мог уйти из жизни без боли } А раньше чем думали, гуманисты грёбанные... Я б промолчал, но в поле моего зрения уходила в мир иной онкологическая больная лет около 40... Её как "безнадёжную" выписали "домой - умирать"... Она выла, корчилась и кричала не один день - до последних минут. Её мать поседела за неделю. === Если с наркотическим обезболиванием такие проблемы, так хоть бы раскошелились на копеечный спирт - инъекцией или на совсем дешёвый цианистый калий. Государство - эскулап... Это жутко...
  • Рабов нужно лечить если можно вылечить. Если раб безнадежен - нет смысла тратить на него средства.
  • [quote="Viktor1"]Рабов нужно лечить если можно вылечить. Если раб безнадежен - нет смысла тратить на него средства.[/quote]Хм... Логически как бы на первый рациональный взгляд рабовладельца и верно, но... всё-таки не то. Хоть у раба, хоть у патриция должно оставаться право покинуть этот мир с достоинством ЧЕЛОВЕКА. А мы о язычестве... И х. знает о чём... Нехорошо...
  • [quote="Viktor1"]Рабов нужно лечить если можно вылечить. Если раб безнадежен - нет смысла тратить на него средства.[/quote] Глупость изрекли и довольны... Проблема совсем не в деньгах. Проблема в извращенной борьбе "социально-ориентированного государства" с наркоманией, в результате которой белорусы умирают в мучениях.
  • [quote="Danis"] Хоть у раба, хоть у патриция должно оставаться право ...[/quote] Должно? Право? У рабов нет никаких прав! Окромя как работать, работать и работать! А кто не будет работать - тому штраф! А кто не будет платить штраф - в кутузку!
  • [quote="dr.Alex"]. Проблема в извращенной борьбе "социально-ориентированного государства" с наркоманией...[/quote] Витайте и дальше в своих фантазиях, я мешать не буду!..
  • [quote="dr.Alex"]Глупость изрекли и довольны...[/quote]Док, а я и не сомневался, что вы отзовётесь... А то наша медицина безнадёжной, "терминальной" стадии пациентов реально смахивает на зооферму, где нет ни ветеринара, ни коновала...
  • [quote="Viktor1"]Витайте и дальше в своих фантазиях, я мешать не буду!..[/quote] В отличии от вас я в этой теме от и до. И поэтому никаких фантазий. Голые факты.
  • [quote="Viktor1"]У рабов нет никаких прав! Окромя как работать, работать и работать! А кто не будет работать - тому штраф! А кто не будет платить штраф - в кутузку![/quote]Рыгорыч хоть не дорос до Гитлера, но глубоко пустил корни ў своих поклонников. :=)
  • [quote="Danis"]Док, а я и не сомневался, что вы отзовётесь... А то наша медицина безнадёжной, "терминальной" стадии пациентов реально смахивает на зооферму, где нет ни ветеринара, ни коновала...[/quote] Терминальный онкобольной стал заложником извращенной борьбы государства с наркоманией. Боролись с распространением наркотиков, боролись там где легче искать и проще палки зарабатывать, т.е. в медицине. И результат получили соответствующий. Врачи наркотики перестали назначать. Я конечно говорю схематически. Но общий принцип таков. Если у врача стоит выбор снять боль и назначить наркотик, но иметь шанс нарваться на проблемы с Законом(который как дышло)или назначить аналгин, который боль не снимает, но и не приносит проблем с ментоидами, то чаще всего врач делает свой выбор... И какой это выбор показывает грустная статистика... А родственники купить адекватный обезболивающий препарат официально не смогут ни за какие деньги. Потому как.. 1. наркотики не продаются без рецепта. 2. государство гарантировало, что оно бесплатно само все обеспечит... А как оно обеспечивает мы знаем. И остаются родственники с умирающим в мучениях больным наедине...
  • Может не стоит писать но напишу 46 лет женщина рак яичников выявлен на стадии метастазов работала на химическом производстве с ежегодными медосмотрами погибла за 3 месяца 1. профосмотры для галочки 2. связи с профессией никакой 3. умерла дома на руках родственников так как 4 степень три плюса медицине - вешайте себе медали на грудь, если место осталось
  • [quote="dr.Alex"]1. наркотики не продаются без рецепта. 2. государство гарантировало, что оно бесплатно само все обеспечит...[/quote]Док, спасибо. Улыбнусь только. Хоть я сам не связан с медициной, но имел честь быть изрядный срок женатым на враче-педиатре ДИКБ Минска тех пор. Потому очень многие аспекты становления здравоохранения РБ не прошли вне моего поля зрения. А моя любознательная натура ещё со времён Перестройки много чего пропустила ч-з себя :)