Над университетом имени Сахарова нависла угроза слияния с БГУ
Основной причиной Минобразования называет недобор студентов в МГЭУ...
Международный государственный экологический университет имени Сахарова лихорадит. Над ним нависла угроза присоединения к БГУ.
Обсуждение вопроса о присоединения «сахаровского» университета идет уже в течение двух лет в связи с сокращением числа студентов в вузе, пояснили Naviny.by в пресс-службе Минобразования.
После встречи заместителя министра образования Вадима Богуша с коллективом МГЭУ, которая прошла 13 ноября, «принято решение о необходимости детальной проработки инициативы, которая требует очень внимательного подхода и изучения, ведь важно сохранить как интеллектуальный потенциал вуза, так и условия для работы и обучения студентов».
Преподаватели МГЭУ написали письмо министру образования, в котором просят «поддержать стремление коллектива МГЭУ им. А.Д. Сахарова к укреплению и дальнейшему развитию, дать возможность ректору Дунаю В.И. с Вашей и нашей помощью навести порядок в непростом «наследстве», которое ему досталось от предыдущего руководства».
Также в письме рассказывается о внутреннем конфликте в вузе и желании его коллектива и в дальнейшем работать самостоятельно.
Если говорить об основной причине — недоборе студентов, по которой Минобразования рассматривает вопрос присоединения МГЭУ к БГУ, то «сахаровский» университет не выбивается из общей картины.
До объявления дополнительного набора, по данным Министерства образования, полностью набрали первокурсников в этом году на бюджетные места дневного отделения считанные вузы. Среди них Минский государственный лингвистический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный экономический университет, Гродненский госуниверситет и Минский государственный высший радиотехнический колледж.
Белорусский государственный университет и Международный государственный экологический университет им. Сахарова Минобразования отнесло к тем немногочисленным учреждениям образования, которые не выполнили план, но оказались очень близки к контрольным цифрам «В этих вузах остались незаполненными всего несколько процентов мест», — отмечали в ведомстве.
Таким образом, следует воздержаться от того, чтобы считать недобор студентов главной и единственной причиной, по которой у Минобразования возникло желание фактически ликвидировать вуз.
Когда в 2012 году закрыли первое в Беларуси и СНГ высшее учебное заведение для женщин — частный институт «Энвила», также говорили о недоборе студентов, причем абитуриенты неохотно шли в институт, так как планы по его закрытию уже были озвучены.
Эксперт в сфере образования Владимир Дунаев в комментарии для Naviny.by отметил, что «проблема недобора стала публичной». И на этом фоне, с учетом имеющихся в сфере высшего образования интриг, у кого-то могло возникнуть желание воспользоваться ситуацией.
«Трудно говорить о том, что потеряло белорусское образование с закрытием «Энвилы». В любом случае, нельзя мерить одной меркой все университеты. Предоставление разнообразия возможностей — задача системы образования. Когда вузы закрываются или объединяются, разнообразие теряется», — считает Владимир Дунаев.
Вместе с тем эксперт отметил, что процесс объединения, слияния и поглощения университетов характерен для многих стран: «Это происходит под знаком борьбы за качество образовательных услуг, хотя на самом деле цель — оптимизировать структуру расходов и управления».
«Утверждать, что после слияния будет положительный результат, нельзя. Такая стратегия, как и любая другая, не гарантирует успеха, но и не является изначально порочной», — считает Владимир Дунаев.
Безусловно, слияние вузов (или, что более отвечает реалиям в нашем случае, присоединение МГЭУ к БГУ) напрямую затронет интересы и студентов, и преподавателей «сахаровского» университета: «Что получит студент? Нельзя исключать, что цены на обучение для них повысятся до уровня БГУ, как и то, что некоторые преподаватели потеряют работу, так как кафедры в вузах дублируются».
Однако, похоже, преподавателей и студентов МГЭУ никто не спрашивал о том, каким они видят будущее университета. Ведь встреча с заместителем министра образования была, скорее, информированием, чем обсуждением.
Именно поэтому, отмечает Владимир Дунаев, «даже если изменения сулят благополучие и улучшение качества образовательных услуг, люди, не вовлеченные в процесс принятия решений, оказываются их противниками».
«Мы потому так много говорим об автономии университетов, которой нет в Беларуси, что она предполагает включенность студенческого и преподавательского сообщества в принятие решений. Пока же преподаватели МГЭУ не отстаивают академические свободы, а фактически просят начальника быть к ним добрым, а не злым. Очевидно, что они не могут ничего сделать, так как у них нет прав. И даже если есть, они не готовы за них бороться», — заключил Владимир Дунаев.
Обсудим?