Россия и Беларусь готовятся создать новый ЗРК
Организации российского ВПК все чаще хотят использовать научно-технический потенциал предприятий белорусского оборонного комплекса...
Организации российского ВПК все чаще хотят использовать научно-технический потенциал предприятий белорусского оборонного комплекса. В частности, их наработками заинтересовался «КБточмаш».
В рамках Союзного государства России и Беларуси готовится проект совместной разработки абсолютно нового зенитного ракетного комплекса (ЗРК) ближнего радиуса действия. Об этом заявил Владимир Слободчиков, заместитель генерального директора АО «Высокоточные комплексы» — управляющий директор АО «Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана» («КБточмаш»). Реализацию проекта планируется начать с 2016 года.
И хотя более детальной информации о новом комплексе пока нет, кое-какие предположения сделать можно. Хотя бы исходя из того, что проектирование, разработка и изготовление высокоточных комплексов вооружения с советских времен является основной специализацией предприятия «КБточмаш» (ныне входит в холдинг АО «НПО «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех»).
Более всего «КБточмаш» известен как разработчик ЗРК «Стрела-1» и, в особенности, «Стрела-10»: с середины 70-х и до конца 80-х годов прошлого века было выпущено свыше 700 таких комплексов. В результате ЗРК «Стрела-10» стал самым массовым в СССР.
ЗРК «Стрела-10». Фото Srđan Popović
Комплекс «Стрела-10» (индекс 9К35, по классификации США и НАТО — SA-13 Gopher, по-русски — «Суслик») предназначался для визуального наблюдения и уничтожения воздушных целей на малых высотах. Был принят на вооружение Советской армии в 1976 году.
В качестве основного вооружения используется твердотопливная зенитная ракета (ЗУР) 9М37 (модификации 9М37М, 9М37МД) или 9М333. Головка самонаведения (ГСН) работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации.
В качестве основного используется фотоконтрастный режим. В качестве запасного используется режим инфракрасного наведения, который обеспечивает обстрел целей в условиях помех, на встречных и догонных курсах.
Максимальная дальность пуска ракеты в передней полусфере составляет 5 км, скорость полета — 1,56 числа Маха, скорость полета цели — 415 м/с навстречу и 310 м/с вдогонку.
ЗУР 9М333 оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы (помимо инфракрасного и фотоконтрастного — помеховый).
Главным отличием версии «Стрела-10М» от базового варианта было внедрение ракет 9К37М c новыми головками самонаведения, которые выбирали цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность тепловых помех-ловушек.
Модификация «Стрела-10М2» создавалась для повышения автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием от прототипа являлось наличие аппаратуры автоматизированного приема и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта, от пункта управления начальника противовоздушной обороны полка и от радиолокационной станции обнаружения.
«Стрела-10М3» была последней версией этого ЗРК в советский период (принята на вооружение в 1989 году), разработанной, чтобы повысить эффективность борьбы с визуально видимыми низколетящими самолетами и вертолетами противника, при стрельбе с места и во время коротких остановок в обстановке интенсивных оптических помех.
Следующие доработки «КБточмаш» выполнял уже после распада СССР для нужд российской армии. При этом старались устранить недостатки в целом хорошего комплекса.
Прежде всего, военных не устраивали дальность стрельбы в 5 км, а также отсутствие тепловизионного прицела, что не давало вести огонь ночью. Претензии предъявлялись и по поводу того, что для наведении ракет «Стрелы-10М3» оператор должен был либо визуально обнаруживать и контролировать цель, либо получать целеуказания извне.
Новая версия — «Стрела-10М4» или «Стрела-10МН» (ночная) в экспортном варианте получила возможность ночного автономного секторного поиска и обнаружения целей. Специальный прибор в автоматическом режиме обнаруживает цель, передает команду оператору, оператор захватывает цель и ведет стрельбу.
Дальнейшим развитием комплекса стала версия «Сосна», которая хотя и создавалась как глубокая модернизация «Стрелы-10», но обладает значительно лучшими характеристиками. Дальность действия увеличена с 5 до 10 км, высотность — с 3,5 до 5 км. Полностью автоматизирован (от приема целеуказания до поражения объекта) и сделан круглосуточным процесс наведения и стрельбы. Наведение осуществляется по лазерному лучу, в центре которого и летит ракета.
«Сосна» хороша и тем, что «видит» объекты даже очень незначительного размера. И еще одна ее особенность — это наличие головных боевых частей двух видов: бронебойного и осколочно-стержневого действия. То есть, кроме воздушных целей ЗРК этой версии может поражать и бронетехнику, и укрепления, и корабли. По своим боевым качествам «Сосна» примерно соответствует ADATS и RBS-70.
Фото Игоря Коротченко
Однако возможности совершенствовать «Стрелу» не беспредельны. Как считает Слободчиков, на смену ей должен прийти принципиально новый ЗРК. Причем совместной российско-белорусской разработки.
Почему Россия идет на такую кооперацию? Рискнем предположить: причина в том, что предприятия белорусского ВПК разработали как минимум две продвинутых программы модернизации «Стрелы-10».
После распада СССР вооруженным силам Беларуси досталось 350 таких комплексов разных годов выпуска. По мере физического и морального износа потребность в модернизации этих ЗРК возрастала.
Поэтому вполне закономерно, что частное предприятие белорусского ВПК «Тетраэдр», специализирующееся на модернизации советских ЗРК малой дальности, в марте 2010 года представило свою программу модернизации «Стрелы-10» версии М2.
В соответствии с ней комплекс должен обеспечить прикрытие подразделений и военных объектов малой размерности от ударов низколетящих самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других беспилотных летательных аппаратов в бою любого вида, на марше и при расположении на месте, в условиях радиоэлектронных помех, днем и ночью.
Основное отличие белорусской модификации, получившей обозначение «Стрела-10Т», от исходной — это возможность применять его круглосуточно за счет использования оптико-электронной станции ОЭС-1ТМ.
«Стрела-10Т» разработки УП «Тетраэдр»
В нее включены неохлаждаемый тепловизор, телевизионный канал и лазерный дальномер. Согласно заявлению разработчика, тепловизор способен обнаруживать цель типа истребителя F-15 на дальности 10-15 км, а ТВ-камера — на дальности 20-25 км. Дальность действия лазерного дальномера — 15 км.
Кроме того, в состав аппаратуры нового комплекса интегрированы цифровой вычислитель и навигационная система на базе GPS. Она может монтироваться или на базовом гусеничном шасси (многоцелевом бронированном тягаче МТ-ЛБ), или на автомобиле высокой проходимости.
Интересной особенностью белорусской разработки является возможность обмениваться информацией между шестью боевыми машинами, реализуя режим боевой работы «ведущий-ведомый». Кроме того, предусмотрено дистанционное управление процессом боевой работы.
Ввиду того, что ЗУР в новом комплексе остается прежней (9М37М или 9М333), другие тактико-технические характеристики «Стрелы-10Т» ничем не отличаются от характеристик «Стрелы-10М2» и «Стрелы-10М3». Модернизированный комплекс обеспечивает поражение целей в зоне по дальности 800-5000 м и по высоте 10-3500 м, действующих со скоростями 420 м/с на встречных и 310 м/с на догонных курсах.
Со своей стороны программу модернизации «Стрелы-10М» представило и ГВТУП «Белспецвнештехника». В версии «Стрела-10БМ2» обеспечена возможность работы в ночных условиях и в условиях недостаточной видимости, при этом обнаружение воздушной цели осуществляется на расстоянии не менее 15 км. При работе в дневных условиях дальность обнаружения увеличивается до 20 км.
Комплекс оборудован четырехканальной теплотелевизионной оптико-электронной станцией «Стриж-М». Она позволила исключить из приборного комплекса боевой машины радиодальномер и обеспечить ее незаметность для средств радиоразведки. Цифровая радиостанция Р-181-50ТУ «Дрофа» значительно повысила помехозащищенность канала радиосвязи для передачи речевой и цифровой информации.
Современная аппаратура навигации и ориентирования комбинированного типа «Азимут-БМ» сократила подготовку машины к работе более чем в 4,5 раза и дала выигрыш в точности определения координат в 2-3 раза.
Как видим, обе программы достаточно продвинуты, и вопрос лишь в том, какое из белорусских предприятий окажется более интересным партнером для «КБточмаша».
Обсудим?