Минск рискует потерять финансовую поддержку Москвы. А заменить нечем
Белорусское руководство пока не в силах ослабить зависимость от России.
В условиях усиления нефтегазовых разногласий с Москвой белорусское руководство пытается найти выход, но робко и непоследовательно.
Внешняя торговля: крен в сторону России усилился
Несмотря на многочисленные оптимистические заявления, наступивший год не принес разрешения белорусско-российских конфликтов в энергетической сфере.
Беларусь так и не погасила долг за газ, достигший уже почти 500 млн долларов. Ее также обвиняют в невыполнении обязательств по поставкам в Россию бензина, который Минск предпочитает продавать с большей выгодой на украинский и польский рынки.
Более того, возникло новое противоречие: стороны разошлись в вопросе повышения тарифов на транзит нефти (в Москве считают, что белорусские партнеры заломили слишком большую цену).
В итоге, согласно информации российского «Коммерсанта», Россия намерена в первом квартале уменьшить поставки нефти еще на 12% по сравнению со средними прошлогодними показателями, то есть с 4,5 до 4 миллионов тонн.
Как известно, в третьем квартале минувшего года поставки уже сокращались до 3,5 млн тонн, а в четвертом были понижены еще на полмиллиона. Так что в 2016 году Беларусь вместо запланированных 24 млн тонн получила всего 18 млн. Ныне эта величина может сократиться до 16 млн.
В силу того, что именно нефтепродукты являются преобладающим предметом белорусского экспорта в Евросоюз, за 11 месяцев прошлого года его объем по сравнению с аналогичным периодом 2015-го уменьшился на 32,8% и составил менее 5,3 млрд долларов. Между тем еще два года назад этот показатель достигал 10 млрд.
Как следствие, хотя в торговле с Россией экспорт, несмотря на все козни Россельхознадзора, увеличился на 2,1%, а импорт снизился на 10,7%, и, соответственно, отрицательное сальдо сократилось с 5,9 до 4,1 млрд, общий минус товарооборота вырос с 3,0 до 3,4 млрд долларов.
Перспективы «нефтяной ренты» непредсказуемы
Швейцарская компания Credit Suisse в отчете об уровне благосостояния государств отнесла Беларусь к группе беднейших — с доходом ниже 5 тысяч долларов в год на человека.
Главной причиной обеднения белорусов стало значительное снижение «нефтяной ренты». Которое, в свою очередь, вызвано падением мировых цен на нефть и нефтепродукты и сокращением российских поставок. Естественно, возникает вопрос, насколько эти факторы долговременны.
В свете недавних событий, прежде всего избрания Дональда Трампа президентом США, предсказывать динамику нефтяного рынка чрезвычайно сложно.
С одной стороны, в ходе предвыборной кампании Трамп неоднократно заявлял, что намерен снизить зависимость Америки от импорта нефти. Это может быть сделано посредством как увеличения собственной добычи, так и активного использования коммерческих запасов, поскольку Конгресс разрешил с нынешнего года продавать нефть из стратегического резерва. Результатом станет снижение цен.
В то же время остается неясным, насколько серьезно намерен новоизбранный президент действовать в таком ключе. Кроме того, давались и иные обещания, которые будут стимулировать прямо противоположные тенденции. Как, например, возвращение к санкциям против Ирана или отказ от Парижского соглашения по климату.
Перспективы же поддержки со стороны Москвы представляются не слишком обнадеживающими для Минска из-за состояния российской экономики. В российском Резервном фонде на 1 января осталось всего 0,97 триллиона рублей, в Фонде национального благосостояния — 2,8 трлн. При этом дефицит бюджета на этот год — 2,75 трлн. Иными словами, если нынешние процессы будут продолжаться, то к концу года российские резервы будут практически исчерпаны.
Многовекторность остается декларативной
Вполне вероятно, что Минск и Москва все же найдут некий компромисс. Но, похоже, Кремль теперь будет согласен дотировать Беларусь лишь при условии, что она станет наконец его верным сателлитом.
Официальному Минску такое требование справедливо кажется слишком опасным, и он пытается хоть как-то исправить сложившуюся за два десятилетия явную однобокость своей внешней политики. Об этом свидетельствует постоянно звучащая с самого высокого уровня критика в адрес тех, «кто пытается представить белорусов людьми без роду и племени». Вот только предпринимаемые усилия трудно назвать системными и последовательными.
Взять свежий указ об отмене виз. Не вызывает сомнений, что цель его заключается в привлечении иностранных туристов и стимулировании зарубежных бизнесменов. Но тогда непонятно, почему срок безвизового пребывания в стране тех и других ограничен пятью днями. А если турист внезапно обнаружит у нас еще какой-нибудь привлекательный объект? Или бизнесмену не хватит времени для завершения сделки? Едва ли все они согласятся уехать и вернуться…
Белорусская власть пытается усилить многовекторность в политике и экономике, но пока шаги выглядят робкими и непоследовательными.
Обсудим?