Показания из фигурантов «дела патриотов» выбивают под пытками?

Сразу несколько источников сообщают, что фигурантов «дела патриотов» пытали в следственном изоляторе КГБ.

Бывший лидер «Белого легиона» Сергей Числов заявил, что фигуранты «дела патриотов» подвергаются пыткам и воздействию психотропов. Николай Статкевич рассказал, что оперативники выбивают показания при помощи электрошокера. Неужели спецслужбы перешли все границы?

СИЗО КГБ — знаменитая «американка». Фото Василия Семашко

«Фигурантов дела, которые попали в «американку», особенно в первое время, избивали и давали попить «минералочку», после которой люди впадали в эйфорию, теряли разум и не могли вспомнить, что делали в это время, — рассказал Сергей Числов в интервью «Белсату». — Подумайте сами, почему прошло два месяца, а жен ни разу не пустили на встречу? Почему существуют трудности с доступом адвокатов? Известно, что первые три допроса Мирослава Лозовского состоялись без адвоката, его пустили только через три дня после ареста».

Бывший лидер «Белого легиона» считает, что некоторых активистов выпустили под подписку, так как опасались, что они могут не выдержать и умереть после побоев и СИЗО. Отметим, что фигуранты, которые вышли на свободу, пока не заявляли публично о применении пыток.

По мнению Числова, в СИЗО КГБ есть специальные сотрудники, задача которых — сломать человека.

Информацию о пытках подтверждает также политик Николай Статкевич. Он говорит, что его соратника Сергея Кунцевича оперативники пытали электрошокером.

«Мы получили от него информацию, — заявил Статкевич в интервью «Хартии’97». — У меня нет сомнений, что информация пришла от него. При необходимости мы можем это легко доказать. Дальше цитирую: «Производились пытки электрошокером, хотели узнать, где Николай».

Кунцевича задержали 25 марта накануне акции в честь Дня Воли в районе Академии наук. Он должен был доставить на акцию усилительную аппаратуру. Государственные телеканалы распространили информацию, что в машине Сергея Кунцевича были коктейли Молотова. Еще до выхода сюжета в эфир блогеры успели опубликовать видео, как силовики готовят «реквизит» для съемки.

«Сергей сообщает, что находится в полной изоляции, — рассказал Статкевич. — Я сам ему писал много раз, но письма к нему не пропускают. Он не знает, что провокация против него раскрыта, он пишет, что бутылки подкинуло КГБ у Академии наук. В знак протеста он держал трехсуточную голодовку».

Нина Шидловская поддерживает связь с родственниками фигурантов «дела патриотов». Ее друг Мирослав Лазовский — в числе обвиняемых.

«Мне тоже поступала информация о том, что фигурантов пытают, но не от Статкевича и Числова, от другого источника, — сообщила она. — На 100 процентов подтвердить сведения я пока не могу. На этой неделе вместе с родственниками будем обсуждать, куда обращаться по этому факту. Могу сказать, что переписка затруднена. По непонятным причинам они не получают наши письма, а мы — их, причем речь идет о нейтральных сообщениях, никакой крамолы там нет, но цензура блокирует переписку».

Правозащитник Валентин Стефанович говорит, что в правозащитный центр «Весна» (лишен в Беларуси регистрации) не поступало прямых свидетельств от жертв пыток.

«Однако мы не исключаем, что это могло быть, учитывая опыт 2011 года, когда политзаключенные — Алесь Михалевич, а позже и другие — рассказывали, как над ними издевались в следственном изоляторе. Мы готовим обращение в Генеральную прокуратуру, просим провести проверку по фактам, которые прозвучали в СМИ. Иллюзий у нас нет, ответ, скорее всего, придет формальный, но важно зафиксировать грубейшее нарушение закона».

Применение пыток в Беларуси запрещено, за это предусмотрено суровое наказание — вплоть до смертной казни. Но за последние пять лет не было ни одного случая, чтобы за это привлекли к ответственности сотрудника правоохранительных органов. Доказательства, полученные под пытками, должны быть отклонены судом.

 

 


  • Andrew I.
    Ну а что, кто-то удивлён?