Очереди в РНПЦ онкологии. «Всё делается на благо пациента»

Минздрав пояснил, откуда берутся гигантские очереди в РНПЦ онкологии, о которых гудят соцсети.

Очереди в поликлинике РНПЦ онкологии Минздрав объясняет стремлением оказать пациентам комплекс услуг в один день. А реакция на очереди в соцсетях и СМИ, по мнению чиновников от медицины — это нагнетание истерии.

 

«Боровляны — тут слезы всей страны в одном месте»

Большой резонанс получило размещенное в конце мая в «Фейсбуке» сообщение Виктора Горбачева, который привез родственника в поликлинику РНПЦ онкологии и медицинской радиологии в Боровлянах и просидел с ним в очереди несколько часов.

Отметив, что у автора гневного поста него «нет ни одного плохого слова про врачей», что «людям, работающим в таких условиях и оказывающим помощь больным, надо ставить памятник». Возмутило Виктора Горбачева столпотворение в одном из коридоров — в очередях сидело 126 человек.

«Народ вымирает на глазах. Онкология сжирает страну. А они…. делают вид, что всё это не тут, а за пределами Беларуси. Веселятся и ликуют. Вранье и ложь — главное оружие успеха. Их успеха. Ибо они живут в другом мире. А наш мир другой. Он умирает. Без войн. Теряем страну. И народ.

А по ТВ — про успехи в медицине и её доступность. Мировые лидеры!! Реальность совсем другая. Очереди больных и нуждающихся. Наших родных и близких. Поиск средств на надежду жить.

Боровляны — тут слезы всей страны в одном месте. И я не хочу ничего слышать про социальное государство в нашей стране! Это полный развод. При этой власти, по крайней мере. Они лучше будут парады проводить, чем заниматься этой проблемой. Достойную зарплату, уважение и низкий поклон. Не «полицейскому городовому» памятник, а именно врачам».

Это сообщение было воспринято общественностью очень эмоционально. Суть большинства комментариев сводилось к тому, что очереди в поликлинике РНПЦ, как и в других поликлиниках страны — хроническое явление.

 

Почему больные часами сидят в очередях?

Замдиректора РНПЦ онкологии и медицинской радиологии Сергей Красный на пресс-конференции 14 июня назвал материалы в СМИ, где упоминался пост Виктора Горбачева из «Фейсбука», «нагнетающими истерию», а само сообщение расценил как «комментарий человека, который впервые попал в центр».

Похоже, врач имеет в виду, что автор поста не имеет большого опыта общения с отечественной системой здравоохранения и поэтому так остро отреагировал. Отметим, что реакция автора такая эмоциональная, потому что он посмотрел на ситуацию со стороны — как человек, лишь частично вовлеченный в процесс.

Пациентам, у которых обнаруживают рак, как правило, не до написания постов, не до отстаивания своего права получить консультацию без многочасового ожидания. Они чаще всего не обращают внимания на систему организации помощи, а просто стремятся ее получить — и хорошо, если именно в РНПЦ, где собраны лучшие специалисты.

Сергей Красный пояснил, что «четырехэтажное большое просторное здание поликлиники», в котором был сделан снимок, было введено в строй в 2016. Исходя из его слов, там теперь гораздо комфортнее, чем было в старом здании:

«Раньше наш центр в дневное время напоминал метро в час пик. На фото (в сообщении Горбачева в «Фейсбуке». — ред.) коридор, где расположено более 20 кабинетов, с каждым пациентом приехало по два-три родственника».

Поликлиника РНПЦ онкологии принимает около тысячи пациентов в день. В очереди каждый из них сидит, как правило, с сопровождающим, вот и создается эффект толпы, сказал замдиректора РНПЦ.

Условия для оказания онкологической помощи есть и в областях, однако люди приезжают в лучший центр, потому что хотят выжить.

Красный отметил: «Каждый считает, что лучше попасть в РНПЦ, где к такому желанию относятся с пониманием».

При этом у пациентов есть возможность не сидеть в коридоре, так как в поликлинике действует электронная очередь, и можно подойти к кабинету, «когда позовут».

 

«Задача — оказывать комплекс услуг в один день»

Как пояснила начальник главного управления организации медицинской помощи Минздрава Елена Богдан, каждый пациент, который приходит на первичный осмотр в РНПЦ, попадает к онкологу, но на этом визит не заканчивается.

«Задача была — оказывать комплекс услуг в один день, чтобы людям из разных регионов не надо было приезжать в РНПЦ еще раз. Всё делается на благо пациента», — подчеркнула специалист.

Как правило, люди приезжают со своими гистологическими стеклами, которые пересматриваются специалистами РНПЦ. Также заново оцениваются результаты КТ и МРТ, чтобы верифицировать опухоль. Иногда, сказала Богдан, на месте делаются дополнительные обследования, например, УЗИ. Некоторые пациенты направляются к узким специалистам. «Это занимает время», — отметила Елена Богдан.

Но если пациент ходит от одного врача к другому, если ждет пересмотра результата анализов и обследований, то электронная очередь тут ему не поможет.

Многолюдность в поликлинике также формируется за счет того, что здесь проводятся различные манипуляции, обратила внимание Богдан, например, забор фрагментов тканей опухолей для биопсий.

Многие приезжают на амбулаторную химиотерапию. В поликлинике расположены кабинеты, которые «работают в несколько смен для удобства пациентов». Клинический штат: три врача, четыре медсестры. Ежедневно амбулаторно проводится 40-50 курсов химиотерапии.

В поликлинике люди ждут транспорт — есть специальное помещение. «Такая картина во всех боровлянских учреждениях здравоохранения, — сказала Елена Богдан. — Транспорт не подстраивается под каждого. Люди приезжают массово утром и уезжают после обеда».

Можно в связи с этим задать вопрос, почему те же результаты КТ и МРТ не пересылать заранее по электронной почте, почему на местах не в состоянии провести качественное обследование, сделать УЗИ?

Безусловно, могут быть сложные и даже исключительные ситуации, в которых без консультации специалистов РНПЦ не обойтись. Однако если им приходится проверять за коллегами практически все обследования или повторять их, не является ли это размыванием государственных денег?

 

А где нет очередей?

«Можно привести пример страны, в которой нет очередей?» — спросила у журналистов и Елена Богдан. Она назвала Эстонию, где на законодательном уровне определено, что к врачу общего профиля пациент должен попасть в течение пяти дней, к узкому специалисту — до 6 месяцев.

В Беларуси, подчеркнула Елена Богдан, экстренная медпомощь должна и остается доступной, неотложная помощь оказывается вовремя, есть возможность вызова врача на дом, от чего многие страны уже отказались. Работает система предварительной записи к врачу, в том числе через интернет. Способствует уменьшению очередей информатизация здравоохранения.

Кроме того, в стране достаточное количество коммерческих медцентров, есть платные услуги в государственных поликлиниках и больницах. Однако врача общей практики никто не заменит. Ведь кто-то должен сложить в одно целое данные о пациенте, проанализировать эффективность лечения.

 

 


  • Grigory Pustovoytov
    Не приукрашивая скажу - два моих знакомых умерли не дождавшись своей очереди в РНПЦ.Зато в ледовый дворец очередей видно.