Как стать модным министром. История Владимира Колтовича

Земляки Владимира Колтовича говорят, что потенциал в нем видели всегда, но и подумать не могли, что он займет такую высокую должность.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович — единственный министр в Беларуси, который не боится выставлять селфи в соцсетях, фотографируется в вышиванке и делает репосты не только серьезных интервью, но и веселых материалов.

Он выступает за рыночные реформы и раскрепощение бизнес-инициативы. И может войти в историю как чиновник, благодаря которому белорусский язык будет закреплен на упаковке товаров. Этот вопрос сейчас активно обсуждается, хотя сам министр по этой теме пока отмалчивается.

Мы съездили на родину чиновника, чтобы узнать, что о нем помнят земляки.

Владимир Колтович родился в 1966 году в городе Червень Минской области.

Окончил Минский кооперативный техникум Белкоопсоюза (1984), Белорусский государственный экономический университет (1992) и Академию управления (2001).

После службы в армии работал в тресте столовых Заводского района Минска (1986-1989), председателем профкома Минского кооперативного техникума Белкоопсоюза (1989-1991). С 1991 года — в исполкоме Заводского райсовета народных депутатов Минска.

Также работал заместителем директора по коммерческой работе универмага «Беларусь» (1995-1998), заместителем главы администрации Заводского района Минска (1998-2000), первым заместителем генерального директора «Торгового дома «На Немиге» (2000-2005), первым заместителем начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома (2005-2008), начальником управления торговли главного управления международного сотрудничества и торговли Аппарата Совета министров (2008-2009).

В 2009-2010 гг. — заместитель, первый заместитель министра торговли, в 2010-2012 гг. — заместитель председателя Мингорисполкома, в 2012-2015 гг. — советник-посланник посольства Беларуси в России. С 2015 года — министр антимонопольного регулирования и торговли.

Женат, имеет двоих детей.

 

«Кто же знал, что он так продвинется?»

Владимир Колтович родился в городе с романтическим названием Червень (ранее Игумен), в 70 км от Минска.

Две трети жителей Червеня погибли во время войны, в городке осталось около двух тысяч человек. Люди из окрестных деревень потянулись в райцентр. Среди них были родители будущего министра.

Дом, в котором вырос будущий министр

Их родина — деревня Иваничи в семи километрах от Червеня. Хотя семья переехала в город, хозяйство взяли с собой. Только вот корову уже не держали.

Мать была уборщицей, отец строителем.

Владимир в семье старший сын, младший Андрей работает в МЧС — главный специалист управления надзора и профилактики.

Андрей Колтович, брат министра

«Это вы специально приехали, чтобы о нем написать?» — спрашивает мать чиновника и начинает плакать от гордости за сына.

Братья учились в школе № 1. Сейчас это белорусскоязычная гимназия, но в те годы обучение велось на русском.

Из тех, кто преподавал у Владимира, осталась только учительница музыки.

«Большеглазый такой мальчик, светленький. Всегда аккуратный, чистенький. Ребенок — чудо просто. Такое милое создание!» — рассыпается в комплиментах женщина.

«У нас был такой класс, что все мальчики учились лучше девочек. А мы тянулись за ними», — говорит одноклассница министра Марина Панкавец. Они учились вместе восемь лет.

Родная школа министра

Ожидали ли друзья, что Владимир дорастет до такой должности?

«Не ожидали, — признается она. — Вова такой был спокойный, никогда вперед не лез... У нас в классе ребята основали ансамбль — и пели, и играли, но он как-то туда не очень ходил, больше времени уделял учебе».

Все, кто помнит Колтовича с детства, обращают внимание на его скромность: «Другие ребята по углам зажимали, а он всегда был интеллигентный. Никогда девочку не обидит. Кто же знал, что он так продвинется, что станет большим начальником? Тогда бы записывали за ним!»

«Помню, учительница русского языка ставила сценки, — вспоминает Марина Панкавец. — И вот в сценке «Как гуси Рим спасли» Вова был тем парнем, который пас гусей. Он ходил, а мы между собой: «Га-га-га-га».

Друзья Владимира Колтовича до сих пор собираются в родной школе на день встречи выпускников. Среди его бывших одноклассников есть и бизнесмены, и учителя, и чиновники.

 

Хотели отправить на службу в Чечню

Мать министра говорит, что учителя всегда хвалили его, хотя отличником парень не был.

После восьми классов Владимир поступил в Минский кооперативный техникум Белкоопсоюза. Не страшно ли было одного отпускать в столицу?

«Да нет, он такой ловкий был!» — вспоминает мать.

После учебы в техникуме будущий министр пошел в армию. «Вообще его везли в Чечню, но застрял в Тамбове», — говорит женщина.

Рассказывать о специфике службы Колтовичу не разрешалось. Упоминал лишь, что в учебной части ему пришлось взяться за английский язык. В Тамбове готовили военных для радиоэлектронной борьбы.

Когда Владимир вернулся из армии, умер его отец. Матери пришлось работать сразу в нескольких местах, чтобы содержать семью. Сын тем временем делал карьеру в торговле.

«Помню, как на одной встрече одноклассников Вова курил трубку. Он тогда в универмаге «Беларусь» работал. И вот сидели мы все, друг другу эту трубку мира передавали — надо же всем попробовать!» — вспоминает Марина Панкавец.

 

О том, что стал дедушкой, Колтович сообщил в «Фейсбуке»

В 26 лет Владимир женился. Его жена также родом из Червеня. По образованию она учитель, но по специальности работала недолго, занявшись воспитанием детей. Сейчас, по словам местных, работает в торговле.

В семье министра двое детей. Старшая — Александра. Когда она выходила замуж, отец опубликовал в «Фейсбуке» сразу два снимка. Один — с невестой, второй — с цветами для нее, сложенными в багажнике автомобиля. Так подписчики министра смогли узнать, что он ездит на «Фольксвагене Гольф». «Машина папина, цветы для невесты», — подписал он снимок.

Недавно Александра родила ребенка. «Я дедушка», — лаконично сообщил министр своим подписчикам и сделал селфи в капюшоне.

Александра пошла по стопам отца, отучилась на заочном и работала в торговом доме «На Немиге».

Младший сын Иван — творческая личность. Он окончил Минский колледж искусств, после чего поступил в Академию искусств на факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства. А еще Иван увлекается футболом — был в тройке лучших бомбардиров любительского клуба «Грюнвальд» в 2015 году.

В том же году Иван попал на страницы СМИ — парень ушел из дома, и его искали по всей стране. «Иван мог отправиться в Россию, поскольку ранее он заявлял о таком намерении», — сообщала милиция. В России тогда работал его отец. К счастью, это была история со счастливым концом, через несколько дней парень нашелся.

Статус министра торговли позволяет претендовать на коттедж в Дроздах, где живет белорусская номенклатура, но Колтович элитный участок пока не получил. Семья чиновника долгое время жила в Чижовке, а после перебралась в трехкомнатную квартиру на улице Жуковского, рядом со строящейся станцией метро «Ковальская слобода».

«Я как увидела его фото в вышиванке, даже не поверила — кажется, что он там восьмиклассник! Думаю, какого года этот снимок, то ли школьный, то ли какой?» — говорит одноклассница чиновника.

Владимир Колтович на самом деле выглядит очень молодо в свои 50 лет. Он был единственным министром, который в этом году принял участие в Минском полумарафоне. Фотография была опубликована на его странице в «Фейсбуке».

 

Защитит ли мову министр?

Несмотря на то, что Колтович активно представлен в соцсетях, на посту министра он дал немного интервью. В основном его выступления касаются соблюдения законов о торговле, формирования цен и повышения деловой активности.

Колтович принадлежит к новой генерации белорусских чиновников, которые выступают за рыночные реформы, но натыкаются на зашоренность старой номенклатуры. В последнем послании парламенту и народу Лукашенко возмутился словами министра торговли, который заявил, что мы, может быть, не будем контролировать ценообразование, а больше будем заниматься развитием конкуренции. Глава государства тогда резко заявил: «Мы не допустим роста цен». И дал команду министру по-прежнему регулировать цены и не слушать МВФ.

Еще один дискуссионный вопрос — информация на этикетках. Более четырех тысяч подписей собрала петиция за то, чтобы информация на товарах, продаваемых в Беларуси, была на двух государственных языках. Решение принимать парламенту, но позиция МАРТ как отраслевого министерства имеет важное значение. Пока министерство настаивает на варианте, который создает препятствия в использовании белорусского языка в бизнесе. По мнению чиновников, добавить белорусский язык на этикетки, значит, сделать товар дороже.

Сколько стоит уважение клиентов, в министерстве, видимо, не считали. Министр Владимир Колтович пока отмалчивается по этому поводу.