Лучше вообще отменить. Эксперты о поправках в закон о СМИ

Зажимать гайки у нас умеют, поэтому от поправок в основной регулирующий сферу документ ничего хорошего не ждут.

Несколько недель назад министр информации Александр Карлюкевич анонсировал подготовку новой редакции закона о СМИ, которая коснется, в частности, интернет-медиа и соцсетей. Какие именно изменения готовятся, широкой публике по-прежнему не известно, журналисты и редакторы тревожатся, зная страсть властей зажимать гайки.

А среди экспертов есть и такое мнение: лучше всего было бы этот закон вообще отменить.

 

Журналистов продолжают судить

Пока в Мининформе готовят поправки в закон о СМИ, в стране продолжается преследование журналистов-фрилансеров, которые сотрудничают с телеканалом «Белсат». За этот год им вынесено уже 50 штрафов на общую сумму более 39 тысяч рублей.

Последние суды состоялись 30 октября. Анна Аземша и Александр Борозенко получили штрафы по 25 базовых величин (575 рублей), Андрей Козел и Ольга Чайчиц — по 45 базовых величин (1035 рублей) по статье 22.9 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о средствах массовой информации). Журналистов наказали за освещение 8 сентября в Минске акции оппозиции против белорусско-российских военных учений «Запад-2017».

Польский телеканал «Белсат», основанный в 2007 году, вещает на белорусском языке, делается в основном силами белорусских журналистов и ориентирован на белорусскую аудиторию. Несколько раз в МИД Беларуси подавались документы для получения аккредитации, но безрезультатно: сначала телеканал получал отказ из-за якобы неверно оформленных бумаг, а затем — по причине того, что… его сотрудники работают здесь без аккредитации. Получился замкнутый круг — власти не дают аккредитацию, вынуждая своих же граждан работать нелегально, а потом выписывают им за это штрафы.

То, что нет четкого определения понятия «фриланс-журналист», зато есть норма об обязательной аккредитации при сотрудничестве с зарубежными СМИ, — это наглядные примеры подводных камней закона о СМИ, которые осложняют жизнь белорусским журналистам.

О необходимости реформирования этого закона давно говорит Белорусская ассоциация журналистов. Несколько лет назад БАЖ передал в Палату представителей свой пакет предложений. От депутатов пришел предсказуемый ответ: белорусское законодательство в медиасфере хорошее, улучшать нет нужды.

После выборов 2016 года прошедшие в парламент Анна Канопацкая и Елена Анисим с их репутацией инакомыслящих выразили готовность помочь представителям независимой прессы вынести на обсуждение депутатов предложения по совершенствованию закона о СМИ. Не исключено, что в ближайшее время эти предложения будут переданы в Палату представителей.

 

А нужен ли этот закон вообще?

О возможности реформ вновь заговорили после того, как в октябре министром информации назначили опытного журналиста и руководителя СМИ Карлюкевича. Хотя тогда эксперты отмечали, что вряд ли от нового главы ведомства стоит ожидать либерализации: мол, любой министр будет выполнять то, что скажут сверху, а к послаблениям для СМИ власти не готовы.

Карлюкевич частично подтвердил эти прогнозы, анонсировав в передаче «Клуб редакторов» в эфире телеканала «Беларусь 1» подготовку изменений в закон о СМИ. Глава Мининформа заявил, что новая редакция закона должна быть тесно связана с процессами, которые происходят в электронных средствах массовой информации и социальных сетях. При этом подчеркнул, что обсуждать изменения в закон до его принятия преждевременно.

Стоит отметить, что БАЖ — профильная журналистская организация — до сих пор не получил приглашения принять участие в разработке этих изменений, хотя обращалась в министерство с таким запросом.

Недавно «Пресс-клуб Беларусь» организовал в Минске дискуссию на тему «Что пора менять в законе о СМИ?» Журналисты, медиаэксперты, юристы обсуждали предложения журналистского сообщества по реформированию медиасферы, вопросы регулирования соцсетей и защиты медиапространства в случае чрезвычайных происшествий.

Адвокат Сергей Зикрацкий, который также принимал участие в дискуссии, стоит на той позиции, что закон о СМИ нужно вообще отменять. «Ничего хорошего в этом законе нет, — пояснил он в комментарии для БелаПАН. — Закон о СМИ на сегодняшний день не дает практически никаких механизмов защиты прав и законных интересов средств массовой информации».

Если взять процедуру регистрации СМИ, отметил собеседник, то она слишком сложна и дорога, а во многих странах СМИ вообще не регистрируются.

Ничего не сказано в законе о доступе журналистов к информации. «Журналисты фактически приравнены в механизмах добычи информации к обыкновенным гражданам и организациям, то есть они могут получить информацию просто путем направления запроса», — подчеркивает юрист.

Механизм аккредитации, предусмотренный законом, непонятен и не направлен на получение журналистами дополнительных возможностей собирать информацию, а часто используется для того, чтобы ограничить возможность присутствия некоторых журналистов на мероприятиях, считает Зикрацкий.

Он также полагает, что Мининформу даны слишком широкие полномочия ограничивать деятельность СМИ, в том числе право во внесудебном порядке блокировать интернет-ресурсы.

«Поэтому менять закон о СМИ бесполезно — сказал Зикрацкий. — Надо просто его исключить — и СМИ станет работать легче».

Он подчеркивает, что СМИ не представляют собой никакой общественной опасности, поэтому и регистрация им не требуется. «А если не требуется регистрация, то не требуется и никаких санкций, предусматривающих возможность закрытия СМИ, — отметил Зикрацкий. — Наше законодательство предусматривает достаточно способов защиты прав граждан и организаций, в отношении которых в СМИ, допустим, распространяется недостоверная информация или информация, ограниченная к распространению».

В случае распространения недостоверной информации можно предъявить иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. «Если распространяется информация, которая содержит сведения о частной жизни, коммерческую тайну и так далее, тоже есть способы защиты, предусмотренные Гражданским, Уголовным и другими кодексами, — говорит Зикрацкий. — Поэтому в создании искусственных механизмов ответственности для СМИ нет никакого смысла».

 

Что можно сделать здесь и сейчас

В принципе предложение отнюдь не фантастично. В ряде западных стран (США, Канада, Великобритания, Голландия, Испания, Австралия) отдельных законов о СМИ нет, эта сфера регулируется нормами гражданского и другого законодательства. Но в сегодняшних белорусских реалиях трудно себе представить, чтобы власти отказались от такого закона и ликвидировали Мининформ.

Что же можно и крайне нужно улучшить в медиасфере здесь и сейчас?

Председатель БАЖ Андрей Бастунец отметил во время дискуссии, что организация разработала пошаговую карту изменений в медиасфере.

На первом этапе, уточнил Бастунец, даже не надо вносить изменения в закон о СМИ — достаточно прекратить преследование журналистов. На втором — необходимо упростить процедуру регистрации СМИ и отменить репрессивные и контролирующие полномочия госорганов. Третий этап — это создание равных условий работы для всех СМИ (сейчас государственные находятся в привилегированном положении) и гарантирование права на свободу слова.

Медиааналитик Павлюк Быковский предлагает в первую очередь обратить внимание на правоприменительную практику.

«У нас не определен адекватно статус журналиста, — сказал он в комментарии для БелаПАН. — По закону журналистом является сотрудник зарегистрированного белорусского СМИ или аккредитованного иностранного. Выпадают из определения сотрудники интернет-СМИ — тут получается серая зона, потому что непонятно, признает ли их государство журналистами. По факту в ряде случаев признает, но в других случаях — может и не признавать».

Не урегулирована, подчеркивает Быковский, ситуация с фрилансерами, которых вообще не считают журналистами, но привлекают к ответственности за работу на иностранные СМИ без аккредитации.

Коллизия связана не только с законом о СМИ, но и с подзаконными актами — постановлением Совета министров об аккредитации и другими. «Там масса вещей, которые можно исправить без изменения самого закона о СМИ. Это можно сделать быстро», — поясняет Быковский.

Еще одной проблемой он называет неадекватное использование законодательства для наказания журналистов.

«Тут речь о привлечении журналистов-фрилансеров по статье КоАП об изготовлении продукции СМИ. Эта статья не может применяться к физическому лицу, а касается только юридических лиц, — пояснил эксперт. — Это тоже не закон о СМИ, но это правоприменительная практика. Вот эти вещи можно изменить без вмешательства в законодательство, просто какими-то ведомственными инструкциями, причем привести их в соответствие со здравым смыслом».

Другими проблемными моментами в сфере СМИ Быковский назвал доступ журналистов к информации и сложности с регистрацией изданий.

«Сейчас журналист не имеет никакого преимущества по сравнению с физическими лицами или организациями в доступе к информации, — отмечает собеседник. — Это не совсем адекватно и с профессиональной точки зрения, и с точки зрения того, что журналист представляет общественные интересы, поэтому должен иметь преимущество в доступе к информации».

Нынешняя норма приравнивает запросы редакций к обращениям граждан, и ответы на такие запросы предписано давать в течение месяца. «Само по себе бюрократически это оформлено не очень просто, плюс сроки на ответ получаются слишком большими, и когда ответ будет наконец получен, он может быть уже неактуальным для подготовки материала», — пояснил эксперт.

Также есть подзаконные ограничения, усложняющие процесс регистрации печатных изданий, например требование, чтобы главный редактор имел стаж работы на руководящих должностях соответствующего профиля не менее пяти лет. Кстати, для интернет-СМИ такого требования нет, что создает неравные права для разных игроков медиасферы.

 

Бороться с технологиями — дело неблагодарное

Пока не совсем понятно, как государство намерено регулировать соцсети и мессенджеры, как технически может быть организована их блокировка, отмечает Быковский. У властей есть, например, опыт блокировки конкретных блогов в «Живом журнале» без блокировки всего ресурса, но есть вопросы, как подобное может быть реализовано в отношении соцсетей.

«У нас после 2010 года и «молчаливых протестов» были прецеденты, когда привлекали (не через Мининформ) к ответственности администраторов групп в соцсетях, которые призывали людей участвовать в протестах, — сказал медиаэксперт. — Тогда, в принципе, правоохранительные органы добивались закрытия таких групп через «работу с людьми». Если сейчас такие группы, например, будут блокироваться, и именно по законодательству о СМИ, то мне просто интересно, каким образом это будет сформулировано и как это будет реализовано».

В целом же, говорит Быковский, попытки властей регулировать СМИ не успевают за развитием технологий и тенденций в этой сфере.

«Уже давно отсутствует монополия журналистов на создание контента. Сейчас любой может быть автором или соавтором новостного материала, — отметил он. — Речь уже не идет о каком-то конкретном сайте как поставщике информации. Значение обмена информацией в мессенджерах увеличивается, и непонятно, каким образом законодатель может урегулировать отношения между пользователями, которые обмениваются информацией в закрытой группе. Есть масса вещей, которые относятся к массовой коммуникации и не относятся к СМИ, но перетекают одно в другое».

Быковский не считает, что в Мининформе работают люди, которые хотели бы буквально все запретить.

«Они просто выполняют те задачи, которые на них возложены, — сказал аналитик. — Если будет поставлена задача проводить большую либерализацию, то они ее реализуют. В принципе для Мининформа как регулятора правоотношений в медиасфере не должно быть задачей что-то запрещать. У него должна быть задача поддерживать нормальные правоотношения, разрешать спорные ситуации — и, наверное, больше ничего».

Так что в принципе все просто. Другой вопрос, что, по мнению обозревателей, главным тормозом на пути либерализации всех сфер жизни Беларуси является специфика политического режима.