Спецдокладчик ПАСЕ предложил властям Беларуси ввести временный мораторий на смертную казнь
Черная дыра в Европе — это Беларусь, которая не входит в Совет Европы и применяет смертную казнь, заявил спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Андреа Ригони (на снимке), выступая 13 декабря в Минске на конференции по проблематике смертной казни.
Как сообщает БелаПАН, политик предложил властям ввести мораторий на смертную казнь сроком на год.
«Мы бы очень хотели, чтобы Беларусь вступила в Совет Европы», — сказал Ригони, отметив, что данный процесс может происходить «постепенно, шаг за шагом».
Он напомнил, что в 1997 году Беларусь была лишена статуса специального приглашенного в ПАСЕ. Преградой для возвращения статуса является применение в стране смертной казни.
«Прошло 19 лет. Чего мы еще должны ожидать, сколько времени еще ждать? Мы не просим Беларусь менять свои привычки, традиции, законы и отношения со своими гражданами. Но давайте хотя бы сделаем первый шаг, чтобы Беларусь смогла вернуть статус специального приглашенного. Думаю, что пришел момент, когда Беларусь должна наконец решиться», — подчеркнул Ригони.
В качестве пробной меры он предложил ввести временный мораторий на смертную казнь. «Это пробная мера, а дальше посмотрим, — сказал Ригони. — Многочисленные исследования показывают, что применение смертной казни не уменьшает количество тяжких преступлений. Давайте на год введем мораторий и посмотрим, как это повлияет на ситуацию».
В свою очередь председатель РОО «Белорусский Хельсинкский комитет» Олег Гулак отметил: «Когда смертная казнь отменена и любая жизнь признается высшей ценностью, это способствует общей гуманизации общества. Введение моратория — тот шаг, который мог бы примирить сторонников и противников смертной казни. Этот тот нейтральный шаг, который всех бы удовлетворил».
По словам правозащитника, гражданское общество Беларуси готово помочь парламенту в организации и проведении общественных слушаний по проблеме смертной казни, предоставлении экспертного и организационного потенциала, своих международных контактов.
Координатор кампании «Правозащитники против смертной казни» Андрей Полуда стал первым, кто на конференции поднял вопрос о четырех смертных приговорах, приведенных в исполнение в Беларуси в этом году: один — весной, три — в ноябре. «И меня сейчас беспокоит судьба Сергея Острикова, который на данный момент остается последним приговоренным в «коридоре смерти», — добавил правозащитник.
Он обратил внимание, что Беларусь не реагирует на просьбы Комитета ООН по правам человека, который просил не приводить в исполнение приговоры в отношении лиц, подавших жалобы в комитет. «Меня сильно беспокоит то, что когда включаются меры срочного характера в отношении лиц в «коридоре смерти», которые обратились в комитет, приведение приговора в исполнение никак не останавливается», — сказал Полуда.
Представитель закрытого властями правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович напомнил, что Беларусь давно обсуждает вопрос применения смертной казни. «Хотелось бы, чтобы был какой-то конкретный посыл от государства в этой области, чтобы было понятно, есть ли у нас в повестке дня введение моратория как такового, или мы будем много говорить и продолжать применять смертную казнь. Белорусские власти пока никак не демонстрируют, что как-то вопрос смертной казни будет решаться», — сказал Стефанович.
Начальник управления общеевропейского сотрудничества МИД Беларуси Андрей Бушило на это ответил: «Возможно, пока мы не подступились непосредственно к введению моратория, но гуманизация законодательства постепенно происходит».
По его словам, в обществе также происходит «движение в сторону сокращения» поддержки смертной казни. В качестве примера чиновник привел данные апрельского опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований, в ходе которого за сохранение смертной казни высказались 51% респондентов.
Глава парламентской рабочей группы по проблематике смертной казни Андрей Наумович в свою очередь заявил, что не уверен в том, как проголосуют белорусские парламентарии, если вопрос о моратории в ближайшее время будет вынесен на их голосование. «Я сегодня не уверен в позиции наших парламентариев, что они примут ту постановку вопроса, которая сегодня обозначена. Если позиция не будет принята, мы этот вопрос отодвинем еще на несколько лет. Здесь должна быть проведена достаточно серьезная работа», — сказал он.
Наумович сообщил, что на встречах со своими избирателями он поднимает вопрос об отмене смертной казни. По словам депутата, пока большинство избирателей выступают за ее сохранение. «С учетом той динамики, которая складывается при встречах с избирателями, все-таки рассматривал бы возможность моратория, а не отмены», — сказал Наумович.
Представитель московского отделения «Международной амнистии» Александр Артемьев отметил, что в случае смертных казней «в большей степени страдают родственники тех, кого казнят». «Им не сообщают о дате казни, не дают проститься с близкими, тела не выдаются, место захоронения остается неизвестным. Комитет ООН по правам человека в 2012 году признал это нарушением прав родственников», — сказал он.
Бушило на это отметил: «Мы не должны забывать не только о родственниках приговоренных, но и родственниках жертв, которые столкнулись с большой бедой».
Обсудим?