Брюссель за шведов в драку с Лукашенко не полез
Но по осени Минску светят новые неприятности, если…
Европа предпочла пока не ввязываться в дипломатическую драку двух — Минска и Стокгольма. 10 августа в Брюсселе предпочли обойтись без отзыва послов из Беларуси, а вопрос о вероятном расширении санкций решили отодвинуть до 31 октября.
Вопреки прогнозам, что может повториться демарш начала весны, когда послы стран Евросоюза дружно покинули столицу «последней диктатуры Европы», участники внеочередного заседания Комитета по политике и безопасности Совета ЕС ограничились моральной поддержкой Швеции. А также — баронессы Эштон, главы европейской дипломатии, выразившей ранее серьезную озабоченность конфликтом по линии Минск — Стокгольм.
Ну и плюс обычная риторика о приверженности ЕС продвижению демократии и развитию гражданского общества в Беларуси. Да, и еще белорусских послов по всей Европе вызовут на ковер, чтобы передать «очень ясное сообщение с выражением полной солидарности Швеции», заявил глава упомянутого комитета Улоф Скуг.
Ну, к таким головомойкам закаленным бойцам белорусской дипломатии не привыкать. А в общем очевидно: Европа в бой против «последней диктатуры» не рвется.
Какая война в пляжный сезон?
Некоторые причины видны невооруженным глазом. Август — разгар отпусков, а европейские политики и чиновники высокого ранга — тоже люди. К тому же дипкорпус стран ЕС в Минске — в полуразобранном состоянии: идет ротация послов, некоторые тоже греются на пляжах. Так что красивого дубля два — дружного уезда, как это было полгода назад, — не получилось бы даже чисто технически.
Да и потом, это в первый раз выглядело эффектно и, наверное, ударило по мозгам минским стратегам. А сейчас было бы уже несколько анекдотично: так иные жены, поссорившись с мужем, периодически бросают: ну все, достал, ухожу к маме! — и это «все» длится два дня.
В конце концов, лучше, когда послы здесь: как ни кривится белорусское начальство, однако все же ведет себя под «вражьим» присмотром более дисциплинированно.
Обозреватель-международник Андрей Федоров полагает, что в Брюсселе учитывают и фон нынешнего скандала между белорусскими властями и Швецией. А именно: пиарщики из Studio Total, совершившие 4 июля дерзкий полет с разбрасыванием плюшевых мишек — защитников свободы слова, вместе с воздушной границей Беларуси, как ни крути, нарушили и закон.
И второе: Стокгольм отреагировал на отказ в продлении аккредитации послу Стефану Эрикссону с асимметричной жесткостью, попросив из страны двух дипломатов и фактически отказавшись принимать нового белорусского посла. Короче, это не совсем черно-белый вариант, «трудно говорить, что в этой ситуации Беларусь кругом не права», подчеркнул Андрей Федоров в комментарии для Naviny.by.
С другой стороны, и Минск пока не рвется превращать конфликт со Стокгольмом в тотальную войну против Запада. Хотя Александр Лукашенко 9 августа в Островце и пригрозил Литве, с территории которой вторглись на своем «фанерном самолете» дерзкие шведы, что той «мало не покажется».
Грозную риторику обозреватели склонны объяснять пиаровскими соображениями. Надо ведь перевести стрелки, смикшировать жутко дискомфортную тему дырявой белорусской ПВО. Мол, натовцы тоже хороши, щелкали клювами. И пусть Литва со Швецией помогают нам теперь расследовать незаконное пересечение границы — или только драть глотки за верховенство права горазды?
Да, перевод стрелок довольно неуклюжий, однако на непритязательную часть белорусского электората действует. Автоматом включается парадигма происков проклятого империализма. К тому же подводится некая, хоть и кривая, база под нежелание выпускать политзаключенных, типа: на войне как на войне.
Неприятную процедуру отложили на осень
Но вот в вопросе политических узников Европа наверняка не отступит, это дело чести. И тогда Брюссель через не хочу будет вынужден идти на новые, как он деликатно называет, ограничительные меры против белорусского режима.
Отсюда и объяснение, почему на заседании комитета в Брюсселе 10 августа вероятное наказание Минска отложили именно на конец октября. Дело в том, что как раз подойдет время принимать очередное решение относительно санкций, пояснил в комментарии для Naviny.by аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов. Короче, «чтобы два раза не вставать».
И потом, вдруг к тому времени в Минске одумаются, пойдут на уступки? Евросоюз, у которого и без белорусского вопроса забот полон рот, тянет резину, выдерживает паузу, ибо сильных методов воздействия на режим Лукашенко так и не нащупал. Во всяком случае, затевать экономическую войну — это последнее, чего хотела бы кризисная Европа (к тому же, по мнению Андрея Федорова, опасающаяся подтолкнуть Беларусь еще ближе к России).
И еще момент. Главным событием для Брюсселя, отметил Денис Мельянцов, все-таки являются парламентские выборы. Отношения Минска с ЕС будут зависеть от того, как оценит эти выборы ОБСЕ. А отчет наблюдательной миссии появится только к концу октября. «Поэтому ЕС решил пока не делать резких движений и не провоцировать Минск на еще большее усиление репрессий в разгар избирательной кампании», — полагает собеседник Naviny.by.
Политических надо выпускать
Но провоцируй не провоцируй, а то, что на этих выборах оппоненты режима снова пролетят как фанера над Парижем, дал понять сам Лукашенко в том же Островце. Не видно пока со стороны властей и желания выпускать политзаключенных. И что же тогда?
Если ситуация после выборов не поменяется, то санкции будут пересмотрены в сторону расширения списка невъездных, прогнозирует Денис Мельянцов. Этим, по его мнению, в Брюсселе, скорее всего, и ограничатся.
Политический обозреватель Павлюк Быковский также полагает, что в случае если выборы пройдут по жесткому сценарию властей, а политзаключенные останутся в тюрьмах, Брюссель осенью не станет принципиально менять характер отношений с официальным Минском.
«А вот список белорусских бизнесменов, которым будет запрещено иметь бизнес в ЕС, может быть расширен, — добавляет собеседник Naviny.by. — Поэтому белорусским властям имеет смысл найти благовидный предлог для освобождения последних из оставшихся за решеткой признанных узников совести».
Все логично, да вот только — как бы это сказать помягче? — рациональные мотивы в действиях белорусского руководства не всегда берут верх.
Обсудим?