Александр Козулин готов вернуться в тюрьму
"Я готов вернуться в тюрьму, если будет отменен указ о помиловании", — заявил политик на пресс-конференции 20 августа
Освобожденный 16 августа из колонии «Витьба-3» экс-кандидат в президенты Александр Козулин не прочь опять побороться за президентское кресло. Сегодня в ходе первой своей пресс-конференции на свободе политик заявил, что намерен участвовать в президентских выборах 2011 года. "До выборов осталось совсем немного, за это время всякое может произойти. Я буду в них участвовать — вопрос только в том, в каком качестве", — сказал А. Козулин. Разумеется, права голосовать никто у него не отнимал. Но вот баллотироваться на пост президента А. Козулин сможет только в том случае, если будет снята судимость. Процедура помилования, которой он подвергнут помимо своей воли, этого не предусматривает.
"Я готов вернуться в тюрьму, если будет отменен указ о помиловании", — заявил политик на пресс-конференции 20 августа. При этом он подчеркнул, что указа о его помиловании "в глаза не видел". По словам А.Козулина, которого цитирует БелаПАН, если бы не смерть тестя, то он и вовсе бы отказался выходить из тюрьмы. "Я не просто не могу по морально-этическим соображениям принять указ о помиловании. Я бы никогда не вышел до тех пор, пока не освободили Андрея Кима и Сергея Парсюкевича. Меня бы просто выволакивали из тюрьмы, выкидывали бы оттуда", — сказал политик. Он считает помилование унизительным для себя: "Я отказываюсь от помилования как от унижения. Я воспринимаю освобождение как знак справедливости, но не воспринимаю его в том виде, в каком это сделано".
Экс-кандидат в президенты рассказал журналистам, как происходило его освобождение из тюрьмы: "Мне сообщили о смерти тестя, потом первый заместитель начальника колонии сказал, что на сборы мне дается полчаса, велел собрать личные вещи, книги и фотографии. Все сборы заняли восемь-десять минут. Сначала вывели за пределы зоны, а потом освободили "в связи с указом президента о помиловании". Я ответил, что указ не принимаю и никаких бумаг подписывать не буду. На это мне сказали, что никаких бумаг у них нет, просто из Минска пришел факс".
А.Козулин заявил, что будет добиваться рассмотрения своей жалобы в комиссии ООН по правам человека, поданной в октябре 2007 года. В ней экс-кандидат в президенты просит рассмотреть вопрос о его полной политической реабилитации и требует от белорусских властей возмещения морального ущерба в размере двух миллионов евро. "Я действительно хочу, чтобы в комиссии ООН по правам человека рассмотрели мой вопрос, — отметил Козулин на пресс-конференции. — Я также хочу потребовать от белорусских властей материальную компенсацию морального вреда, причиненного мне незаконным осуждением… Пусть это будет хоть 2 миллиона евро, хоть 20 тысяч. Они пойдут на благотворительность".
В то же время политик призвал США и Евросоюз не воспринимать факт его освобождения "как возможность для начала диалога с властью". "Я требую безусловного освобождения меня, Андрея Кима и Сергея Парсюкевича. Только это может стать конкретным шагом белорусских властей, после которого возможно ведение каких-либо переговоров", — подчеркнул А .Козулин.
Вряд ли он не подозревает, что этот диалог давно уже ведется. И его освобождение как раз стало результатом такого диалога. Напомним, 11 августа политика-заключенного посетил глава офиса ОБСЕ в Минске Ханс-Йохан Шмидт, хотя, по словам Козулина, вопросы его освобождения на этой встрече не обсуждались. А еще через два дня посла Германии Гебхардта Вайса приняли в президентской администрации. Детали, разумеется, не сообщались. Но именно после предыдущих аналогичных консультаций в конце 2007 — начале 2008 годов было освобождено большинство активистов оппозиции, осужденных, как считал Запад, по политическим мотивам. Поэтому и сейчас логично предположить, что в ходе переговоров дискутировалась ситуация с освобождением Александра Козулина. И не его одного. Не успели журналисты отписаться с пресс-конференции экс-кандидата в президенты, как поступили новые сенсационные сообщения. На свободу вышел индивидуальный предприниматель Сергей Парсюкевич и быд освобожден молодежный активист Андрей Ким, оказавшиеся в заключении после участия в несанкционированном митинге предпринимателей.
Официальный Минск, похоже, делает вторую попытку наладить отношения с Западом, выполнив самое конкретное из требований США и Евросоюза. Теперь в белорусских тюрьмах не осталось заключенных, которых международные правозащитные организации считают политическими.
Обсудим?