Экспорт белорусского оружия от смены вывески не пострадает
Последние события вокруг «Белтехэкспорта» дают аналитикам основание предполагать, что вслед за сменой собственника компании последует…
Государственный военно-промышленный комитет Беларуси подтвердил факт продажи «Белтехэкспорта». Ранее в СМИ появилась информация, что эта частная компания, принадлежавшая Владимиру Пефтиеву, продана российскому бизнесмену Дмитрию Гуриновичу.
«Белтехэкспорт» стал широко известен общественности после того, как в 2011 году попал под санкции Евросоюза.
20 июня прошлого года Совет ЕС включил ЗАО «Белтехэкспорт», ЗАО «Спорт-пари» и ЧУП «БТ Телекоммуникации» в список компаний и граждан, на которых распространяются санкции в связи с нарушением прав человека в Беларуси. Этим компаниям запрещается вести бизнес на территории стран ЕС. Как следовало из разъяснений, cанкции в отношении названных фирм были введены на основании того, что все они «подконтрольны Владимиру Пефтиеву».
Последний значится в документах ЕС как «лицо, связанное с президентом Лукашенко и его семьей, главный экономический советник президента Лукашенко и ключевой финансовый спонсор режима Лукашенко». Сам Пефтиев также попал в черный список, ему запрещено посещать территорию ЕС, а его счета и имущество в странах ЕС заморожены.
Уже тогда ряд комментаторов высказались в том духе, что решение Евросоюза продиктовано желанием не только блокировать личную коммерческую деятельность приближенного к Лукашенко Пефтиева, но и по возможности парализовать работу крупнейшей в Беларуси компании-экспортера вооружений.
Созданная в начале 1993 года компания «Белтехэкспорт» изначально предназначалась для реализации колоссальных запасов вооружений, доставшихся независимой Беларуси в наследство от Краснознаменного Белорусского военного округа (КБВО). Частная компания была для властей удобной ширмой в случаях, когда оружие и боевая техника поставлялись в горячие точки либо продавались одиозным режимам.
Как полагают многие эксперты, «Белтехэкспорт» не только продавал имущество КБВО, но и активно приторговывал (особенно в первые годы своей деятельности) оружием из российских арсеналов. Прежде всего тогда, когда истинные хозяева товара не хотели быть замеченными в особо щекотливых сделках.
Во всяком случае, среди основных партнеров белорусской фирмы значились российские федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», акционерные общества «ОКБ Сухого», «Штурмовики Сухого», российская самолетостроительная компания «МиГ», концерн «Алмаз-Антей» и другие.
В прейскурант предлагавшегося к продаже армейского имущества входили практически все виды боевой техники. В частности,
• авиатехника со всеми средствами обеспечения, в том числе: самолеты МиГ-29, Су-24МК, Су-24МР, Су-25, Су-27; вертолеты: Ми-8 (Ми-17), Ми-24 (Ми-35); беспилотные авиационные комплексы различного класса и назначения;
• вооружение и средства ПВО: зенитные ракетные комплексы «Бук», «Квадрат», «Оса-АКМ», С-125 «Печора», С-200В «Вега», С-300, «Стрела-10»; зенитные пушечно-ракетные комплексы; зенитные артиллерийские комплексы; радиолокационные станции;
• вооружение и техника сухопутных войск: буксируемая и самоходная артиллерия; боеприпасы к стрелковому оружию и артиллерийским системам различного калибра; танки Т-55, Т-72, Т-80 различных модификаций; боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2; противотанковые управляемые комплексы; стрелковое оружие; инженерное вооружение и боеприпасы; радиолокационные станции наземной разведки.
По некоторым оценкам, за время своей работы на международном рынке вооружений и военной техники «Белтехэкспорт» поставил иностранным заказчикам порядка 150 летательных аппаратов различных типов, около 5 тысяч единиц техники ПВО, комплексов АСУ, радиолокационных станций и комплексов радиоэлектронной борьбы, сотни единиц различных артиллерийских систем и бронетанковой техники, десятки тысяч единиц стрелкового вооружения, а также других средств и технологий военного и двойного назначения.
Однако по мере исчерпания излишков на складах Минобороны и падения спроса на устаревшую военную технику советского производства «Белтехэкспорт» стал все больше предлагать на внешнем рынке услуги по ее ремонту, модернизации и сервису. В частности,
• проведение комплексных программ ремонта и модернизации авиационной техники различных типов (в т.ч. самолетов и вертолетов Су-22, Су-25, Су-27, МиГ-21, МиГ-29, Ан-2, Ми-8, Ми-17, Ми-24);
• капитальный ремонт всех видов бронетанковой техники и всех агрегатов для нее (включая двигатели); ремонт танковых пушек, модернизацию систем управления огнем танков Т-55, Т-72 и боевых машин пехоты БМП-1, БМП-2; систем управления огнем, приборов прицеливания и наблюдения других видов оружия и боевой техники; капремонт артиллерийских систем и РЛС наземной разведки.
В последние годы «Белтехэкспорт» предлагает своим покупателям и новую продукцию военно-технического назначения, которая выпускается предприятиями Беларуси, в т.ч. и разработанную собственными научно-производственными подразделениями компании.
В этот перечень входят АСУ войсками и оружием, системы связи; приборы для аэрокосмической фотосъемки, траекторных измерений; прицелы и приборы ночного видения; большегрузные внедорожные автомобили и колесные тягачи; системы радиоэлектронной борьбы; тренажеры для техники сухопутных войск, ПВО и ВВС.
Подчеркнем, что «Белтехэкспорт» сам практически никакой продукции военного или двойного назначения не производит, являясь подрядчиком и внешнеторговым посредником.
Выполнение работ и услуг по его контрактам в Беларуси выполняют как ведущие организации военно-промышленного комплекса страны, так и крупнейшие гражданские заводы. Сюда входят: 140-й танкоремонтный завод, 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения, 558-й авиаремонтный завод, объединение «Агат», Белорусское оптико-механическое объединение, Военная академия Республики Беларусь, Гомельский радиозавод, предприятие «Лес», МАЗ, МЗКТ, «Пеленг» и другие. В некоторых случаях партнерами белорусских предприятий выступают компании из ближнего и (значительно реже) дальнего зарубежья.
Поэтому уже год назад эксперты склонялись к мысли, что санкции ЕС против «Белтехэкспорта» не нанесут особого ущерба предприятиям ВПК и заводам Минпрома, выполняющим заказы на продукцию военного и двойного назначения. В качестве же посредников на мировом рынке вооружений могут быть задействованы другие (не обязательно белорусские) компании. При этом наиболее простым способом ухода от международных санкций может быть смена «вывески».
Последние события вокруг «Белтехэкспорта» дают аналитикам основание предполагать, что вслед за сменой собственника компании последует ее ребрендинг. Впрочем, этим дело, возможно, не ограничится. Не исключено, что фирму с подмоченной репутацией ждут серьезные структурные изменения, учитывающие последние тенденции на оружейном рынке.
Тем временем СМИ навели справки о новом собственнике «Белтехэкспорта». Никаких данных о его деятельности в качестве бизнесмена найти не удалось. В то же время стало известно, что Дмитрий Гуринович — выпускник и аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, включен в кадровый резерв президента России.
По данным некоторых СМИ, Гуринович — племянник председателя правления Национального банка Беларуси Надежды Ермаковой. Кроме того, утверждается, что он в начале 2000-х годов был советником Пефтиева в компании Velcom. Ряд экспертов высказали предположение, что «Белтехэкспорт» продан на подставное лицо.
Обсудим?