Какие перспективы ждут мечту Лукашенко — завод «БелДжи»?

Где предприятие будет продавать десятки тысяч авто в год, если белорусский и российский рынки такое количество китайских авто не переварят.

Белорусский завод по выпуску автомобилей Geely планирует продавать десятки тысяч автомобилей в год. Теоретически это возможно, но на практике такая перспектива выглядит сомнительной.

 

Сбылась мечта Лукашенко

«Моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась», — заявил в минувшую пятницу Александр Лукашенко на открытии нового завода «БелДжи» по выпуску китайских автомобилей Geely.

Строительство завода началось в 2015 году между Борисовом и Жодино. Для реализации проекта был выделен китайский кредит на 158,7 млн долларов. Общий объем инвестиций оценивается в 400 млн евро.

17 ноября с заводского конвейера сошел первый серийный кроссовер Geely Atlas NL3. Помимо этой модели на предприятии планируют выпускать также кроссовер Atlas NL4 и седан FE3. В этом году планируется выпустить 1,8 тысячи автомобилей, в 2018 году — 25 тысяч, в 2019 году — 35 тысяч, а в перспективе выйти на 60 тысяч единиц в год.

«Как вы понимаете, произвести — не проблема, главное — продать. Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь по Беларуси и за ее пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. И сегодня правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тысяч автомобилей на внутреннем и внешнем рынках», — сказал на открытии завода глава Беларуси.

Для стимулирования продаж в Беларуси планируется пересадить чиновников с импортных автомобилей на произведенные внутри страны. Для населения прорабатываются различные варианты, в том числе продажа в кредит с отсрочкой платежа и лизинг. Но основной упор, как ожидается, будет сделан на внешние рынки.

 

Все будет зависеть от цены

Теоретически заявленные объемы продать возможно, полагает директор белорусской компании «Китайские автомобили» Сергей Варивода. По его словам, в докризисные годы на пике продаж в странах СНГ было реализовано около 50 тысяч автомобилей Geely. В частности, в 2013 году в России продано свыше 27 тысяч штук, в Украине — свыше 16 тысяч штук, в 2014 году в Беларуси и Казахстане — свыше 2 тысяч штук в каждой стране.

«Если сложить пиковые продажи 2013-2014 годов, то получится под 50 тысяч, поэтому теоретически это возможно. Возможно ли это практически на падающем или упавшем рынке, сложно сказать. Давайте мы услышим систему преференций для внутреннего рынка, цены для российского рынка, тогда можно будет посчитать», — отметил Сергей Варивода.

Начальник отдела аналитики российского аналитического агентства «Автостат» Андрей Топтун также полагает, что продажи Geely будут зависеть от цены.

Ближайшими конкурентами Geely Atlas на российском рынке он называет Haval H6, ценник которого начинается с 1 млн 119 тысяч российских рублей (около 18 800 долларов), а также Chery Tiggo 5 со стартовой ценой в 925 тысяч российских рублей (около 15 500 долларов).

«В принципе, репутация у марки [Geely] на российском рынке есть. Нужна конкурентная цена. Она должна быть дешевле, чем тот жеChery Tiggo5. По крайней мере, на первом этапе», — считает Андрей Топтун.

В компании «БелДжи» пока не определились с ценами для рынка. Как рассказал Naviny.by директор предприятия Дмитрий Батраков, новые автомобили должны появиться в продаже в этом году. Ожидается, что это произойдет в декабре.

 

Перспективы на рынках

Что касается заявленных объемов продаж, то Дмитрий Батраков не смог с полной уверенностью сказать, что в будущем они достигнут 60 тысяч автомобилей в год.

«Надо смотреть, как будет двигаться рынок и какие методы и способы применять для того, чтобы этих продаж достичь, но планы такие есть», — сказал директор «БелДжи».

По его словам, компания планирует конкурировать за счет приемлемых цен и условий для потребителя, а также других маркетинговых мероприятий. В первую очередь на предприятии рассчитывают на российский рынок.

Он, правда, только начал оживать в этом году. При этом продажи Geely в России, по данным российской Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), все еще показывают падение. Так, если за весь прошлый год они снизились на 61% (до 4473 штук), то за десять месяцев этого года — на 53% (до 1872 штук).

«Российский автомобильный рынок сейчас находится на стадии послекризисного восстановления. К концу 2017 года ожидаются продажи легковых автомобилей на уровне 1,6 млн штук [в прошлом году, по данным АЕБ, было 1,4 млн штук]. Сегмент внедорожников особенно привлекателен: по данным Frost & Sullivan, он может занять около 40% рынка к 2023 году. Для Geely с кроссоверами NL3 и NL4 — это плюс», — отметила в комментарии для Naviny.by аналитик консалтинговой компании Frost & Sullivan Анна Озделен.

С другой стороны, по ее словам, необходимо учитывать некоторые моменты. Во-первых, нефтяную зависимость российской экономики и волатильность продаж китайских производителей в кризисное время. Так, в 2013 продажи китайских автомобилей превысили 90 тысяч, на конец этого года ожидается около 25 тысяч. Во-вторых, укрепление позиций китайских марок Lifan и Haval в сегменте кроссоверов в ближайшие пять лет.

«При данной конкуренции ожидается, что к 2023 году продажи Geely в России будут на уровне 7-8 тысяч в год», — отметила Анна Озделен.

Андрей Топтун также говорит о том, что Geely в России будет сложно конкурировать с брендами, обладающими мощным уровнем доверия у потребителей.

«Есть, к примеру, Toyota или Kia, которые, в принципе, не ломаются и долго служат. И есть новый игрок, который порушил свою дилерскую сеть [из-за переноса производства из России в Беларусь], чем подорвал доверие к бренду», — отметил начальник отдела аналитики российского аналитического агентства «Автостат».

Еще одним возможным направлением для «БелДжи» мог бы стать рынок Казахстана, который сейчас переживает рост.

«Однако необходимо учитывать конкуренцию со стороны внутреннего производства, и если рассматривать продажи Geely за 2013-2017 годы, то в лучшие времена уровень продаж оставался в районе 2 тысяч, что можно считать максимумом», — подчеркнула аналитик Frost & Sullivan.

Она ожидает, что внутренний рынок все-таки будет основным направлением сбыта продукции для «БелДжи», где продажи будут стимулироваться за счет разработанных государством мер.

«Также, хотя страны СНГ и Россия являются традиционным направлением экспорта для автопрома из Беларуси, нельзя исключать, что в будущем «БелДжи» может рассмотреть возможность диверсификации направлений экспорта. Страны Африки, например, могут стать одним из направлений сбыта», — полагает Анна Озделен.