По вопросу экстрадиции Бакиевых Минск и Бишкек зашли в тупик

Правящие круги Беларуси и Кыргызстана заинтересованы, чтобы этот вопрос вообще ушел из фокуса внимания общественности…

 

Признание экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой в том, что именно она позволила покинуть страну Курманбеку Бакиеву, вновь напомнило, что в белорусско-кыргызских отношениях есть болезненный вопрос. Однако эксперты отмечают, что, несмотря на периодические запросы Бишкека о выдаче Бакиева, правящие круги и Беларуси, и Кыргызстана заинтересованы в том, чтобы этот вопрос ушел из фокуса внимания общественности.

Выступая 5 апреля в Бишкеке на научно-практической конференции, экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева заявила, что выпустила Курманбека Бакиева из страны три года назад по просьбе президентов России, США и Казахстана.

«Я выпустила Бакиева из страны и готова нести ответственность за это», — процитировало Отунбаеву киргизское информагентство 24.kg.

По словам Отунбаевой, которая после свержения Бакиева возглавила правительство переходного периода и руководила страной до конца 2011 года, во время апрельской революции 2011 года президент Курманбек Бакиев находился в селе Тейите на юге страны, собирал силы. «Ситуация была очень сложной, могла начаться гражданская война. Сейчас многие говорят: кто отпустил Бакиева, тот и виноват. Тогда ситуация была очень сложной, страна могла разделиться на север и юг», — подчеркнула Отунбаева.

Решение дать Бакиеву возможность покинуть страну, заявила она, было принято после ее разговора с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. «Он сказал: рядом со мной президенты США и России, и они просят вас выпустить Бакиева из страны и взять контроль над ситуацией в свои руки. Многие члены временного правительства не поддержали тогда меня. Депутат от партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев сказал, что не хочет брать на себя такую ответственность, и мне пришлось взять ее на себя», — рассказала экс-глава Кыргызстана.

«Мы не могли пренебречь советами президентов таких сильнейших государств, они сказали, что помогут нам инвестициями возобновить разрушенное. Нам бы все равно пришлось иметь с ними тесные отношения. Сегодня можно говорить разное, но, оглядываясь назад, я понимаю, что многое было сделано правильно», — добавила Отунбаева.

Курманбек Бакиев с неофициальной женой и двумя детьми приехал в Беларусь по личному приглашению Александра Лукашенко 19 апреля 2010 года после государственного переворота в Кыргызстане. По неофициальной информации, в августе того же года он получил белорусское гражданство.

Во время переворота погибли около 90 человек, около тысячи получили ранения. Курманбек Бакиев, его брат Жаныбек и другие приближенные заочно были обвинены в массовом убийстве, сопряженном с превышением должностных полномочий, и объявлены в международный розыск. Новые власти в Бишкеке неоднократно обращались в Генпрокуратуру Беларуси с просьбой о выдаче экс-президента Кыргызстана, но получали отказ. По мнению белорусской стороны, правовых оснований для удовлетворения этой просьбы нет.

Летом 2012 года брат Бакиева Жаныбек был случайно сфотографирован в центре Минска в обществе двух соотечественников. По информации МВД Кыргызстана, на снимке помимо Жаныбека Бакиева были запечатлены два гражданина Кыргызстана, объявленные в межгосударственный розыск. МВД также сообщило, что неоднократно отправляло запрос в правоохранительные органы Беларуси о местонахождении разыскиваемых лиц и каждый раз получало ответ, что сведений о данных лицах не имеется.

11 февраля нынешнего года Курманбек и Жаныбек Бакиевы были заочно осуждены военным судом Бишкекского гарнизона по делу об убийстве трех человек. Курманбеку Бакиеву назначено наказание в виде 24 лет лишения свободы с конфискацией имущества, его брату — пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества.

Последнее по счету требование кыргызской стороны о выдаче братьев Бакиевых поступило в Генпрокуратуру Беларуси 1 марта.

Эксперты уверены, что братья Бакиевы Минском экстрадированы не будут и, более того, стороны заинтересованы в том, чтобы вывести эту проблему из фокуса общественного внимания.

Так, московский политолог, специалист по Беларуси Кирилл Коктыш отмечает, что выдача любого человека, получившего политическое убежище, всегда воспринимается как признание властью своей слабости.

«Думаю, что правильным для Минска после того, как Бакиеву убежище предоставили, будет не выдавать его вообще, — сказал аналитик в интервью БелаПАН. — Дело не в Бакиеве и отношениях с Кыргызстаном, а в том, как это будет воспринято обществом. Выдача станет однозначным месседжем о собственной слабости, а Александр Григорьевич этого не допустит, это совершенно не в его стиле».

В то же время, подчеркивает Коктыш, для властей Кыргызстана прекратить добиваться экстрадиции также означает признать свою слабость.

«В этом плане ситуация, думаю, тупиковая. Одна сторона не может прекратить требовать, чтобы не потерять лицо, а другая — не может удовлетворить эти требования из-за опасений также потерять лицо, — сказал собеседник БелаПАН. — В интересах Беларуси для поддержания собственного реноме — не выдавать Бакиева, в интересах Кыргызстана — продолжать требовать экстрадиции. И то, и другое в чистом виде имеет отношение, скорее, к сохранению лица, нежели какой-то иной политике».

По мнению Коктыша, сделанное Отунбаевой заявление является попыткой найти мягкую форму того, как снять вопрос с Бакиевым.

«Всем понятно, что он вряд ли будет выдан. Понятно, что для Лукашенко, когда он получил возможность предоставить политубежище и почувствовать, что Беларусь — держава, которая в состоянии это сделать, отказаться от этого уже просто невозможно, — подчеркивает Коктыш. — Нужно искать какие-то способы спустить вопрос на тормозах, чтобы он ушел из фокуса общественного мнения и более не поднимался».

Политолог также уверен, что Россия активно участвовала в решении вопроса об отъезде Бакиевых из Кыргызстана и предоставлении им политубежища. «Вряд ли без участия России могла произойти такого рода операция. Думаю, что все были в курсе, обо всем были договоренности. По-другому такого рода дела не делаются», — сказал российский аналитик.

С ним согласен и минский обозреватель-международник Андрей Федоров, который полагает, что самой России по каким-то причинам было неудобно принять Бакиева. «У Кыргызстана с Москвой гораздо более тесное взаимодействие, чем с Минском, — отметил он. — Предложили нашему руководству, оно не отказалось. Тут можно только гадать, но мне такая версия кажется наиболее подходящей».

Федоров также уверен, что Бакиевых не выдадут Кыргызстану. «Разве что сложатся какие-то экстраординарные обстоятельства. Например, если вдруг Москва по какой-либо причине начнет сильно давить. Но если с Кремлем был согласован этот вариант, то с какой стати сейчас он начнет это делать? Не вижу причин, по которым Бакиевых могли бы выдать», — отметил белорусский аналитик.

При этом он подчеркивает, что Беларусь не настолько зависит от Кыргызстана, чтобы Бишкек мог «чем-то нас ущемить и заставить это сделать». По мнению Федорова, скорее напротив, Бишкек, заинтересованный в присоединении к Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России, в большей степени зависит от Минска.

Собеседник БелаПАН также предполагает, что сами кыргызские власти не особо хотят экстрадиции Бакиева.

«В Кыргызстане сильны и играют большую роль кланы. Бакиев принадлежит к одному из кланов. Сейчас он не у власти, но приверженцы у него есть. Если представить ситуацию, что его выдают, там начинается суд, то нет уверенности, что тот клан, к которому он принадлежит, не начнет что-то мутить. Наверняка руководство Кыргызстана не хочет, чтобы это произошло», — сказал Федоров.

Он отметил, что если Кыргызстан перестанет периодически поднимать вопрос выдачи, то о нем и не будут вспоминать. «Ни Беларусь, ни Россия, ни США сами об этом не говорят. Только Бишкек. Если заявления Отунбаевой и рассчитаны на смягчение, то только позиции собственной страны», — сказал эксперт.

Могла ли Беларусь что-то получить в качестве награды, например, от России за то, что приняла Бакиева?

«Вряд ли речь могла идти о каких-то серьезных экономических поблажках, — считает Федоров. — Думаю, что со стороны Минска просто пойти навстречу просьбе Москвы — это тоже не так мало. Не настраивать ее против себя, получить возможность в следующий раз обратиться к России с какой-то не столь значительной, как нефть, просьбой».

Кроме того, резюмирует аналитик, немалую роль при принятии Лукашенко такого решения сыграло и чувство солидарности с коллегой.


  • Кыргызстан, но киргизский, а не кыргызский это ведь банальное правило
  • По тому, что я так-сяк выяснил из материала, всем сторонам было бы комфортно, чтоб Бакиев прогулялся с лукошком и охраной близ своих пенатов и невзначай отравился бы бледной поганкой... Незавидная участь - быть Бакиевым и представлять себе такой расклад... Мда...
  • С ним согласен и минский обозреватель-международник Андрей Федоров, который полагает, что самой России по каким-то причинам было неудобно принять Бакиева. «У Кыргызстана с Москвой гораздо более тесное взаимодействие, чем с Минском, — отметил он. — Предложили нашему руководству, оно не отказалось. Тут можно только гадать, но мне такая версия кажется наиболее подходящей». "По каким-то причинам" - стыдно, товарищ Федоров. Занимайтесь лучше своей физикой, а то азы международных отношений пролетают пулей мимо такого видного "обозревателя-международника" (самопровозглашенного). Здесь всё просто, как грабли. Москве не к лицу было приобретать статус прибежища для всех свергнутых киргизских президентов (так к ним проторит дорожку толпа народу - у киргизов это быстро :). Москве достаточно одного Акаева (которого скинул Бакиев), поэтому убежище Бакиеву попросили предоставить батьку.
  • [quote="ex jet25"]поэтому убежище Бакиеву попросили предоставить батьку.[/quote]А батька вроде как "всенародноизбранный", чем он вечно бахвалится, но ему как-то в лом ответить своим избирателям - на какие шиши существует тут Бакиев&Co. Отсюда и непонятки. И плевал я на геополитику, пока граждан РБ, госпитализируя, кладут в больничных коридорах. А телеэкран меня за лоха ушастого и бессловесного считает.
  • А вам то какое дело до Бакиевых вообще?