Митинговать без разрешения государство позволит там, где никто не ходит
Массовые акции на разрешенных площадках можно будет проводить по уведомительному принципу. В Минске таких площадок всего три, и все на отшибе.
Палата представителей готовит к первому чтению поправки в закон о массовых мероприятиях. Формально речь идет о введении уведомительного принципа наряду с разрешительным, но по факту в ряде случаев правила не упрощаются, а даже ужесточаются.
29 сентября Совмин внес этот законопроект в Палату представителей, и есть основания ожидать, что законодатели уже на этой осенней сессии согласятся с предложениями правительства.
Комитет государственной безопасности, а также Брестский, Витебский, Гродненский, Минский, Могилевский облисполкомы, которым законопроект направлялся на согласование, высказались против введения уведомительного порядка проведения массовых мероприятий в специально определенных для этого местах.
Но разработчики — Национальный центр законодательства и правовых исследований — в справке-обосновании к документу отметили, что «поскольку общие требования к порядку проведения массовых мероприятий и обеспечению общественного порядка при их проведении распространяются на массовые мероприятия, проводимые и в разрешительном, и в уведомительном порядке, данные опасения признаны необоснованными».
Упрощенная процедура — только для местных «гайд-парков»
Собственно, почему возникли опасения? Сразу представляется, что уведомительный принцип — это когда организаторы всего лишь должны уведомить городские власти, когда и куда они намереваются сходить, те проверят, чтобы не было накладок, и благословят людей с активной гражданской позицией на ее проявление.
Однако разработчики законопроекта взяли за образец не западные демократии и даже не Россию, а уже действующую норму Избирательного кодекса Беларуси. Для участников выборов у нас предусмотрен упрощенный порядок организации массовых мероприятий, но проводить их можно «в постоянных местах для проведения массовых мероприятий, определенных местными исполнительными и распорядительными органами».
Законопроект предусматривает, что такой порядок будет действовать не только во время избирательных кампаний. При этом разрешительный принцип останется в силе для акций вне установленных властями «постоянных мест». Последних же немного. Например, в Минске сейчас всего три таких места — в парке Дружбы народов, Киевском сквере и парке 50-летия Октября. И оппозиционеры идут туда неохотно, потому что места не самые удобные.
Сейчас вне выборов действует норма, что митинги и прочие массовые мероприятия можно проводить везде, кроме указанных в законе административных зданий, режимных объектов и метрополитена. То есть ставшее уже традиционным место сбора демонстрантов возле здания президиума Национальной академии наук для последующего шествия в парк Дружбы народов возле площади Бангалор, строго говоря, уже само по себе было вне закона из-за соседства со станцией метро. Правда, обычно собираться разрешали, но запрещали произносить там речи.
Несанкционированные акции останутся под запретом
А как же митинги и демонстрации на Октябрьской площади (то есть возле Дворца Республики), на площади Независимости (возле Дома правительства), пикетирование Администрации президента?
Все это были несанкционированные акции, их организаторы не просили разрешения (были прецеденты, когда лидер Белорусского национального конгресса Николай Статкевич лишь уведомлял Минский горисполком о намерении провести митинг), и вся эта активность однозначно противоречила закону «О массовых мероприятиях».
В какой-то момент даже возник неписанный договор: Статкевич и его соратники проводят акцию, правоохранительные органы им не препятствуют, но потом суды штрафуют спикеров и наиболее заметных активистов. Правда, весенние протесты «дармоедов» заставили власть отбросить церемонность — снова вернулись в практику административные аресты.
Интересно, что согласно проекту заявка по уведомительному принципу ничем не отличается от заявки по разрешительному («при подаче уведомления о проведении массового мероприятия оно должно содержать все сведения, предусмотренные статьей 5 Закона для заявления о проведении массового мероприятия»).
Власти прикрывают лазейки
Законопроект готовили с учетом коллизии вокруг проведения в Минске празднования Дня воли 25 марта. Тогда Мингорисполком разрешил провести акцию в парке Дружбы народов. Причем решение было объявлено лишь вечером 24 марта, тогда как по закону заявители должны были получить ответ от властей не позднее чем за пять дней до акции. Горисполком же дважды отменял встречи с заявителями. В итоге те решили снять с себя ответственность и отозвали свои заявки.
И вот из обоснования законопроекта мы узнаем: власти тогда заметили, что отсутствует правовое регулирование отзыва заявки на проведение акции. Поэтому проект «содержит нормы, направленные на урегулирование процедуры отзыва заявления о проведении массового мероприятия, установив, что такой отзыв влечет прекращение рассмотрения заявления и прекращение организатором подготовки проведения заявленного мероприятия».
В справке уточняется: «В настоящее время возможность отзыва указанного заявления напрямую законодательством не закреплена, что на практике порождает дискуссии о правовых последствиях такого отзыва и может использоваться для проведения несанкционированных мероприятий».
В общем, правящий режим прикрывает привидевшуюся ему лазейку для организаторов несанкционированных мероприятий.
В целом законопроект вводит массу ограничений для организаторов и участников, жестче регламентирует деятельность журналистов, сужает для всех субъектов пространство для маневра.
Обсудим?