Больных туберкулезом государство считает людьми второго сорта?
Объявить голодовку был вынужден еще один пациент Богушевской областной туберкулезной больницы из-за ужасных условий содержания…
Других возможностей, кроме голодовки, чтобы обратить внимание на свое бедственное положение, нет. Так говорят больные туберкулезом, которые лечатся в Богушевской областной туберкулезной больнице. Администрация больницы утверждает, что никто из пациентов от пищи не отказывался.
В Богушевской областной туберкулезной больнице (Сенненский район Витебской области) пациент инвалид второй группы Николай Такарович объявил голодовку. Об этом БелаПАН сообщил другой пациент больницы инвалид второй группы Валерий Гончаренко.
Фотографии сделаны в декабре 2011 года.
На верхнем — Валерий Гончаренко.
И Гончаренко, и Такарович находятся на лечении в 7-м отделении для принудительного лечения больных. По словам Гончаренко, Такарович не согласен с новой схемой лечения, которая к нему применяется с недавнего времени. Он считает, что агрессивное лечение только наносит вред здоровью больного, разрушает суставы и внутренние органы. В настоящее время Такарович не ест и не принимает лекарственные препараты.
Гончаренко утверждает, что больные, «которые не являются преступниками, а находятся на принудительном лечении в закрытом учреждении только из-за своего диагноза, содержатся хуже, чем заключенные в тюрьмах».
В отделении есть палаты на двух, пять и семь человек. На 40 человек по одному женскому и мужскому туалету, в которые образовываются очереди. Один душ. В палатах нет даже умывальников. Четыре умывальника находятся в отдельном помещении. Горячая вода, которая, как утверждает Гончаренко, имеет специфический болотный запах, есть не всегда.
На прогулку больные могут выйти только два раза в день в летний период на полтора часа утром и вечером. «Выход за пределы отделения запрещен, мы не имеем права передвигаться даже на территории больницы», — отметил Валерий Гончаренко.
По его словам, питание больных неудовлетворительное, несмотря на утверждение администрации, что оно соответствует нормам, определенным Минздравом. В меню нет фруктов, мало овощей. «Наше положение становится все хуже, а отношение к нам, как к преступникам», — говорит Гончаренко.
По словам пациента Богушевской туберкулезной больницы, еженедельно из-за тяжелого положения в больнице больные пытаются сбежать оттуда, ломая руки и ноги при попытке перебраться через ограждения. Многие пациенты, говорит Гончаренко, умирают, не дождавшись признания инвалидности, в то время как «чиновники рапортуют о снижении первичной инвалидности в области». Пациент Богушевской туберкулезной больницы считает, что «происходит искусственная затяжка процесса признания инвалидности».
Сам Валерий Гончаренко объявлял голодовку в конце прошлого года — также в знак протеста из-за ужасных условий содержания больных. Но с тех пор, по его словам, ничего не изменилось.
Меж тем главный врач Богушевской областной туберкулезной больницы Наталья Лесная сказала БелаПАН, что в больнице голодовку никто не объявлял. «В больнице нормальная рабочая обстановка, такая, как каждый день. Нормально больные лечатся, никто не голодает. Все обедали», — сказала она.
Богушевская областная туберкулезная больница часто попадает на карандаш журналистов и в центр внимания общественных объединений, гражданских кампаний и правозащитных инициатив. Жалоб и коллективных обращений по поводу ужасающих условий содержания больных в самые разные инстанции написано уже немало, а вот реакции почти никакой. Например, реакцией властей на обращения правозащитника Николая Петрушенко стало возведения вокруг больницы нового железобетонного забора.
Конфликт в Богушевской областной туберкулезной больнице является одним из череды конфликтов между больными туберкулезом и администрациями медучреждений. Так, в Республиканской туберкулезной больнице «Волковичи» Дзержинского района Минской области в 2009 и 2010 годах больные объявляли голодовки в знак протеста против плохих условий содержания. Больница в Волковичах рассчитана на 100 мест и является специализированным учреждением для принудительного лечения по решению суда больных туберкулезом для больных из Минска и Минской области.
В январе 2008 года объявляли голодовку около ста пациентов Республиканской туберкулезной больницы «Новоельня» (Дятловский район Гродненской области).
Туберкулез в запущенной форме лечится очень долго, больные проводят в больничных условиях порой не один год. В большинстве случаев, как видим, недовольства исходит от больных, которые ранее отказывались от лечения, из-за чего к ним были применены принудительные меры.
Вместе с тем, если больные с бактериовыделением в туберкулезных стационарах находятся в таком положении, что только и думают, как сбежать, это означает, что приверженности к лечению больницы не формируют, а риск распространения инфекции не снижается. А это уже касается не только туберкулезных больных, но и каждого из нас.
Кроме того, возникает вопрос о распределении средств, которые идут на борьбу с туберкулезом.
Начиная с 2005 года, борьба с туберкулезом в Беларуси ведется в рамках государственной программы, что предполагает целевое бюджетное финансирование. На 2011-2014 годы запланировано 386 млрд. рублей. Значительную поддержку Беларуси в борьбе с туберкулезом оказывает Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, который выделил нашей 38,4 млн. долларов. Уже израсходовано более 13 млн. долларов на модернизацию лабораторий, закупку высококачественных лекарственных препаратов, обучение медицинского персонала и оказание социальной поддержки 6 тысячам больным туберкулезом, проходящим амбулаторное лечение.
Понятно, что лекарства дороги, лаборатории надо оснащать, но неужели ничего из этих денег не предназначено для создания человеческих условий в таких больницах, как Богушевская?
К слову, директор Республиканского научно-практического центра пульмонологии и фтизиатрии Геннадий Гуревич на международной конференции по лечению туберкулеза в июне говорил, что принудительное лечение в течение месяца больного туберкулезом обходится бюджету в 750 долларов. Как, наверное, удивились бы пациенты отделения № 7 Богушевской больницы, если бы узнали об этом.
Обсудим?