Белорусам «чернило» по-прежнему мило
Зачем правительство увеличило квоты на фруктово-ягодные и плодовые крепленые вина?..
В Беларуси увеличены квоты на производство натуральных фруктово-ягодных и плодовых крепленых марочных вин улучшенного качества. Меж тем покупатель выбирает крепленые плодово-ягодные вина, а производить фруктово-ягодные совсем невыгодно.
По сообщению пресс-службы правительства, квоты на производство фруктово-ягодных натуральных вин в нынешнем году увеличены с 293 тысяч до 433 тысяч декалитров, плодовых крепленых марочных вин улучшенного качества и специальной технологии — с 15,464 миллиона до 15,604 миллиона декалитров. В то же время производство советского шампанского и других игристых вин должно сократиться с 2,150 млн. до 1,7 млн. декалитров.
Фруктового дистиллята в Беларуси будет произведено на 1 тыс. декалитров больше — 21 тысяча. Кроме того, постановлением установлены квоты на производство в 2014 году винного виноградного кулера (35 тыс. декалитров), крепких спиртных напитков (3 тыс. декалитров), зернового дистиллята (2 тыс. декалитров).
Фруктово- и плодово-ягодные марочные вина пришли на смену аналогичных ординарных вин, производство которых в Беларуси было прекращено с 1 января 2013 года. Характерно, что сделать это государство намеревалось еще 10 лет назад. В Государственную программу профилактики пьянства и алкоголизма на 1997-2000 годы даже вносилось положение о запрете производства любых плодово-ягодных вин. Однако со временем борьба против «чернила» вообще свелась к борьбе против ординарных крепленых вин, а вина «улучшенного качества» получили индульгенцию.
Предприятия перешли на производство фруктово-ягодных натуральных вин и плодово-ягодных улучшенного качества, а также вин марочного класса. По большому счету, речь идет все о том же «черниле», только «улучшенном».
Как отмечают наркологи, крепленые плодово-ягодные вина содержат небезопасное количество балластных веществ, искусственных добавок и производятся не посредством естественного процесса натурального брожения, а с добавлением спирта. Поэтому они представляют большую опасность для организма.
Справедливости ради отметим, что производство вин с добавлением спирта («Портвейн» и «Кагор») достаточно распространено и в странах с развитой винодельческой промышленностью. Кроме того, большой популярностью во многих странах пользуется «Мартини», являющийся маркой вермута, изготовляемого с добавлением спирта. Таким образом, вопрос скорее упирается в качество продукта, а именно сырья, из которого делают вино, а также спирта, которым его разбавляют.
Белорусские производители в один голос говорят, что их плодовое и ягодное вино является натуральной продукцией, соответствующей государственным требованиям.
Например, ОАО «Могилёвоблпищепром» производит вина плодовые улучшенного качества и вина виноградные. Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства составляет 100% . Заместитель директора предприятия по коммерческим вопросам Анжела Кондратова поясняет, что «вина плодовые улучшенного качества» –– это натуральные вина с набродом до 10%.
Однако на выходе ситуация не столь радужная. Например, производимое на предприятии вино плодовое крепленое крепкое улучшенного качества «Экспромт» имеет объемную долю этилового спирта 18%, а массовая концентрация сахаров –– 60 г/ дм3. В вине плодовом крепленом крепком улучшенного качества «Золотой век» показатели чуть другие –– 17% и 50 г/ дм3. соответственно.
Большой объем крепости получается за счет спиртования соков. Ранее при производстве крепленых плодово-ягодных вин сок сбраживался до 5% крепости, а теперь при производстве плодового вина улучшенного качества – до 10%. Иными словами, спирта стали добавлять меньше.
За рубеж предприятие эти вина не продает, но у местного населения они пользуются популярностью.
Ягоды и фрукты идут не только на производство вина. В этом году Могилевоблпищепром стал выпускать, как отмечается на сайте этой компании, «инновационный продукт» «Заливку фруктово-ягодную сброженную «Губернскую», не имеющую аналогов как в Республики Беларусь, так и за рубежом».
Как отметил не пожелавший быть названым чиновник, имеющий отношение к развитию алкогольной отрасли, производимые в Беларуси классические натуральные плодово-ягодные вина и вина из ягод соответствуют всем требованиям технологии: «Вина из ягод и яблок изготавливаются без крепления, по технологии натурального брожения. Именно на производство такого продукта мы ориентируем производителя. Что касается крепленых вин, ведется работа по улучшению качества этих напитков. Характеристики плодовых крепленых марочных вин улучшенного качества и специальной технологии в Беларуси достаточно высокие. Стандарты и требования все время ужесточаются, и предприятия на них постепенно переходят».
На Слонимском винзаводе изготавливают несколько видов фруктово-ягодных вин –– полусладкие и полусухие. Как пояснил Naviny.by директор завода Михаил Окулик, фруктово-ягодное вино не пользуется спросом: «Продажи очень маленькие, нет смысла расширять ассортимент этих вин и увеличивать их номенклатуру. Эти вина занимают очень маленькую долю в продажах нашего предприятия».
Меж тем такое вино выпускается, ведь именно на его производство ориентировали отрасль в последние годы. Кроме того, способность предприятия производить натуральное вино является вопросом престижа: «Для этого необходимы квалифицированные кадры, технология производства достаточно тонкая. При производстве натурального вина выдвигаются строгие требования по санитарии и микробиологии. Однако для экономики предприятия это практически ничего не дает. Не вижу смысла в повышении квот на эти вина в стране».
А все потому, что покупатель хочет плодово-ягодного вина. Слонимский винзавод планировал перейти на производство вин крепостью 16%, однако из-за низкого спроса торговля попросту отказывалась брать их на реализацию: «Люди хотят покупать вино крепостью 17-18%. Все, что меньше, население не воспринимает. Для того, чтобы изменились вкусы, нужно много времени. Культура пития формируется в течение десятилетий и даже столетий. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в странах с более холодным климатом традиционно пьют более крепкие напитки», — говорит Окулик.
Обычно желание увеличить квоты демонстрирует рост спроса на продукцию. Но в случае с нынешним решением правительства остается загадкой, зачем увеличивать квоту на продукцию, которая плохо продается. В неофициальном комментарии некоторые чиновники и производители высказывали предположение, что это делается под нового производителя, который вот-вот может появиться на белорусском рынке.
Обсудим?