Белорусов не лишат права лечиться импортными лекарствами

«Пациент имеет право выбора отечественного или импортного лекарственного средства», — заявил министр здравоохранения...

Дефицита импортных лекарств в Беларуси не будет, а врачи по-прежнему смогут выписывать как отечественные, так и импортные медикаменты.

Импортные лекарства не исчезнут

В аптеках будет обеспечен полный ассортимент лекарств как белорусского, так и зарубежного производства, заявил 12 марта министр здравоохранения Беларуси Василий Жарко.

«Пациент имеет право выбора отечественного или импортного лекарственного средства», — добавил он.

Василий Жарко

Большой резонанс в обществе получил недавний приказа Минздрава № 196 «О продвижении отечественных лекарственных средств». И население, и медики предположили, что усиление административной поддержки отечественных производителей негативно скажется на доступности импортных медикаментов.

Действительно, положения приказа ставят медиков в такое положение, что им теперь придется трижды подумать, назначать ли пациенту импортное лекарство, если в Беларуси выпускается его аналог.

Минздрав вводит фактический тотальный контроль за выпиской и назначением лекарственных препаратов

Согласно приказу, в каждой организации здравоохранения будет назначен сотрудник, ответственный за работу с представителями белорусских фармацевтических предприятий. Врачам на еженедельных совещаниях будут сообщать об имеющихся в аптеках отечественных лекарствах. Ежемесячно будет проверяться, назначались ли пациенту белорусские медикаменты при консультациях и при выписке из больниц.

Предусмотрено ввести в практику совещания, на которых будет даваться оценка динамики продаж белорусских лекарств в государственных и частных аптеках. Информация о неэффективных и некачественных средствах и нежелательных реакциях на их использование будет направляться в Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении.

Как заявил Василий Жарко, приказ Минздрава «О продвижении отечественных лекарственных средств» был принят для того, чтобы донести до врачей информацию о появлении на рынке белорусских лекарственных средств.

То же самое, только дешевле? 

Министр здравоохранения отметил, что просит фармацевтических работников доносить до пациентов информацию о наличии аналогичных белорусских и импортных лекарств, о ценах на них, а также то, что они «один к одному по своей структуре и действию сопоставимы».

«Если у нас нет своего производства, то присутствуют или оригинальные, или дженерики импортного производства. Они присутствовали и будут присутствовать. Никаких ограничений нет, но цена нашего лекарства — 1,36 доллара, импортного — 4,72 доллара», — сказал Василий Жарко.

«Если наше белорусское лекарственное средство есть и оно хорошее по качеству (а они все хорошие по качеству, особенно те, которые находятся в перечне основных лекарственных средств для бесплатного отпуска), мы предлагаем наше. Но если человек всю жизнь принимает какой-то импортный аналог, мы выпишем импортный аналог. Никто не заставляет, у нас 60% лекарств — безрецептурного отпуска», — заявил министр.

Около 90% лекарств в районных больницах и более 50% в РНПЦ — белорусские.

Белорусские лекарства действительно стоят дешевле. Например, белорусское лекарство от кашля «Амброксол» стоит около 6 тысяч рублей, а его импортный аналог «Лазолван» — около 38 тысяч рублей.

Очевидно, что льготники, получающие лекарства или бесплатно, или за очень незначительную цену, не смогут рассчитывать в большинстве случаев на импортный препарат.

Например, 120 таблеток импортного противоопухолевого средства «Кселода» стоит в минских аптеках порядка 3,5 млн. рублей. Белорусское лекарство «Капецитабин» с тем же действующим веществом — чуть больше миллиона.

Учитывая, что лечение онкологических заболеваний в Беларуси производится за счет бюджета, врач, очевидно, примет решение лечить белорусским препаратом. Но в случае если оно не подействует, но сработает импортный аналог, получится, что бюджетные средства были потрачены зря и в ущерб здоровью пациента.

Во многих странах препараты выписывают не по торговой марке, а по международному наименованию. В таком случае аптека сможет предложить, а покупатель самостоятельно выбрать тот препарат — отечественный или импортный, который ему по карману и которому он будет доверять. В наших аптеках, кстати, и теперь имеют право заменить любое лекарство (за исключением льготных) по согласию пациента на его аналоги.

Цены на белорусские лекарства не повышаются

Министр здравоохранения отметил, что цены на белорусские лекарственные средства не повышаются, если в них нет импортных компонентов. Стоимость импортных лекарств в белорусских рублях может изменяться в соответствии с курсом доллара или евро.

При этом необходимо помнить, что все основные производители белорусских лекарств — «Белмедпрепараты», Борисовский завод медицинских препаратов, «Фармлэнд», «Лекфарм» и «Белинтеркапс» — используют импортные субстанции, закупаемые, чаще всего, в Китае и Индии. Именно так появляются дженерики, ставку на которые делает наша фармпромышленность.

Безусловно, у белорусских производителей есть и собственные субстанции, но их доля незначительна. При этом чаще всего речь идет о растительном сырье.

В Беларуси выпускается свыше 1300 наименований лекарств, причем более 400 из них освоено за последние годы.

«Рынок лекарств ежегодно увеличивается. В прошлом году он составил более 850 млн. долларов — это немаленькие деньги, это деньги бюджета и наших граждан. Мы должны сделать все, чтобы гражданин имел доступ к доступным белорусским и импортным средствам», — заявил Василий Жарко.

Задачу до конца этого года увеличить долю белорусских лекарств на фармацевтическом рынке Беларуси до 50% глава Минздрава назвал непростой, но реальной. В 2014 году доля белорусских лекарств составляла 37,6%, в январе 2015-го — 39%.

Прекратить вакханалию в аптеках

Что же касается ужесточения правил отпуска в аптеках рецептурных препаратов, то, по словам министра, это было сделано для того, чтобы предотвратить «вакханалию в аптеках».

«Прихожу — а лечит не врач, а фармацевт или провизор. Такое недопустимо. Голова может болеть от разного — от гипертонии, от усталости, от стресса, от мигрени… А может быть и прединсультное состояние и опухоль. Только врач вправе назначить правильное лечение и несет ответственность за это лечение», — подчеркнул министр здравоохранения.

Постановление Минздрава № 66, вносящее изменения в процедуру рецептурного отпуска лекарств, вступило в силу 19 октября прошлого года. Соответственно документу, рецепты на лекарственные средства, реализованные за полную стоимость, должны оставаться в аптеке. Льготные рецепты и ранее оставались у фармацевта.

«Первая цель постановления, — сказал министр, — была ограничить самолечение, вторая — обеспечить контроль за правильностью отпуска лекарственных средств из рецептурного перечня в аптеках».

С начала этого года, по словам Жарко, за нарушения правил рецептурного отпуска лекарств была приостановлена работа 20 аптек.

«У нас более трех тысяч аптек. 99% аптек всех форм собственности добросовестные. Бывают лишь единичные случаи нарушения правил. До каждой аптеки мы дойти не можем», — сказал министр.

Василий Жарко обратил внимание, что за период действия постановления «поток граждан за лекарствами в аптеку уменьшился», как и объемы реализации рецептурных лекарственных средств, в частных аптеках особенно.

«Дома в шуфлядках не лежат запасы лекарств, а люди приходят в аптеки, если надо лекарственное средство», — сказал Василий Жарко.

Вместе с тем министр отметил, что бывают исключительные ситуации, когда человек обращается за рецептурным препаратом, но не имеет рецепта. В таком случае можно предъявить паспорт.

«В аптеках, отмечают наши контролеры, хранят копию паспорта, а также информацию о том, что гражданину отпустили лекарство. Единичные случаи всегда будут, но это не должно быть системой», — сказал Василий Жарко.