На параде 9 мая белорусские оружейники утрут нос российским коллегам
Отечественная система залпового огня «Полонез» обещает быть сильнее российского «Смерча»…
Беларусь выбрала в качестве оружия сдерживания тяжелые реактивные системы залпового огня (РСЗО). Новинку уже скоро увидит широкая публика.
На грядущем параде 9 мая в Минске будут показаны образцы новой боевой техники белорусского производства, в том числе РСЗО «Полонез». Об этом недавно заявил заместитель начальника вооружения Вооруженных сил Республики Беларусь полковник Андрей Федин.
На репетициях парада «Полонез» представлен только открытым шасси и
транспортно-заряжающей машиной. Направляющие для ракет будут установлены позже.
Фото TUT.By
По мнению некоторых экспертов, именно эту систему оружия имел в виду председатель Государственного военно-промышленного комитета Сергей Гурулев, говоря 30 января на коллегии ведомства о современных средствах огневого поражения, разработанных по поручению президента.
Тогда глава Госвоенпрома сообщил, что «образцы определенных средств огневого поражения различной дальности» для сухопутных войск можно будет увидеть уже на параде 9 мая 2015 года. Производиться эти средства поражения будут на белорусских предприятиях.
Примечательно, что Гурулев достаточно откровенно обрисовал мотивы создания собственного оружия такого рода, подчеркнув, что «глава государства озабочен, не на шутку озабочен, не испуган, а озабочен ситуацией, которая развивается вокруг Республики Беларусь, в соседних государствах».
Впрочем, на пресс-конференции 29 января в Минске Александр Лукашенко и сам высказался на этот счет довольно прямо: «Мы работаем над тем, чтобы у Беларуси было свое оружие. Сейчас основное производство оружия, которым пользуется наша армия, сконцентрировано в России. Мы лишь создаем некоторые части оружия: электроника, оптика и другие. Нам надо иметь хорошее оружие, чтобы будущий агрессор даже не помышлял воевать против Беларуси. Мы будем иметь такие системы через несколько месяцев».
Это высказывание сразу же привлекло внимание военных аналитиков и породило массу разнообразных комментариев, прежде всего относительно того, какое именно оружие имел в виду белорусский лидер.
Учитывая его замечание о том, что будущий агрессор не должен даже помышлять о войне против Беларуси, некоторые эксперты сделали вывод, что подразумевается выпуск собственных оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК). Ведь ОТРК сегодня — это оружие сдерживания в локальных конфликтах, а для небольших стран с ограниченным жизненным пространством это — аналог стратегического оружия.
Однако другие аналитики засомневались в реальности столь амбициозных планов. Ведь отечественные оборонные предприятия никогда не производили каких-либо огневых средств поражения. Тем более таких сложных, как ОТРК.
А следовательно, сколько-нибудь серьезных наработок в данной области у белорусского ВПК нет. Нельзя сбрасывать со счетов и хроническую недофинансированность белорусской армии, которой не хватает денег на дорогое оружие.
С учетом этих обстоятельств, рассуждали аналитики, на роль белорусского оружия сдерживания, способного уничтожить приграничную военную и гражданскую инфраструктуру соседних стран — потенциальных противников, может претендовать после соответствующей модернизации только тяжелая РСЗО 9К58 «Смерч». Тем более что Беларусь наряду с Россией и Украиной входит в число крупнейших в мире обладателей этого оружия.
Три установки «Смерча» способны обеспечить такую же мощность залпа, как две бригады, оснащенные тактическим ракетным комплексом 9К79 «Точка-У». Залп одной машины поражает цели на площади 672 тыс. кв. м.
Между тем скептики указывают на недостаточный модернизационный потенциал заслуженной, но старой советской системы. Сегодня главными мировыми тенденциями в развитии РСЗО являются разработки в области увеличения калибра боеприпасов, повышения скорости перезарядки, дальности и точности стрельбы. И, как следствие, расширения спектра решаемых задач.
Добиться этого в полной мере дальнейшей перелицовкой старых систем уже нельзя. Помимо морального, весьма велик и физический износ материальной части. Выходом из ситуации было бы создание новой тяжелой реактивной системы залпового огня, обладающей всеми необходимыми для оружия сдерживания тактико-техническими характеристиками.
На мысль о работе именно в этом направлении наводит изучение размещенных в СМИ снимков РСЗО «Полонез». Причем, несмотря на малую информативность этих фотографий, некоторые эксперты склонны предположить, что при создании системы были использованы отдельные проектные решения, заложенные в китайскую РСЗО NORINCO AR3.
В частности, речь идет об использовании реактивных снарядов нескольких типов и калибров. Подобный подход предопределил модульный характер конструкции пусковой установки. В связи с чем новая белорусская РСЗО, как и ее китайский прототип, не имеет обычных в таких случаях трубчатых направляющих.
Вместо них используются транспортно-пусковые контейнеры (ТПК), собранные в пакеты. При таком подходе ракеты всех типов на заводе-изготовителе помещаются в герметичные ТПК, которые, в свою очередь, соединяются в пакеты. В случае с AR3 пакеты ТПК выпускаются в двух вариантах — c ракетами калибров 300 и 370 мм.
Основой пусковой установки боевой машины РСЗО «Полонез» (как и AR3) является поворотная платформа, на которой крепится опорная рама. Приводы платформы и рамы позволяют производить наведение в горизонтальной и вертикальной плоскости. На опорной раме имеются крепления для пакетов прямоугольной формы с ТПК (двух в AR3).
Перед применением пакет ТПК с помощью транспортно-заряжающей машины, оснащенной манипулятором, устанавливается на боевую машину и закрепляется на раме, а после запуска ракет снимается и отправляется для перезарядки на завод-изготовитель либо утилизируется. Считается, что подобная система позволяет ускорить перезарядку боевой машины и подготовку к новому залпу.
На сегодняшний день нам не известно, какие типы ракет применены в «Полонезе». Для AR3 создано семь типов ракет. Корпус — цилиндрический с коническим головным обтекателем. В хвостовой части корпуса имеется стабилизатор с шестью плоскостями, раскладывающимися после выхода из ТПК. Кроме того, в задней части головного обтекателя имеются небольшие Х-образные рули, используемые для управления ракетой в полете.
Ракеты калибра 300 мм имеют стартовый вес на уровне 840-850 кг и несут боевую часть весом порядка 200 кг. 370-мм боеприпасы весят между 1000 и 1100 кг, а масса боевой части достигает 250-300 кг. В большинстве своем они оснащаются кассетными и осколочно-фугасными боевыми частями.
Судя по расположению рулей, головная часть ракет отведена для размещения аппаратуры точного наведения (если это управляемый боеприпас), за ней располагается боевая часть, а хвостовой отсек отведен под твердотопливный двигатель.
По данным производителя, все управляемые ракеты для AR3 при дальности полета до 220-280 км имеют круговое вероятное отклонение на уровне 50 м.
Как отмечают специалисты, на сегодняшний день характеристики российского РСЗО «Смерч» уступают параметрам AR3. Большинство существующих боеприпасов российской системы имеют дальность полета до 70 км. Также имеются ракеты с дальностью до 90 км, а кроме того, разработан боеприпас с дальностью 120 км. Но даже самые новые ракеты для «Смерча» проигрывают по дальности полета почти всем боеприпасам AR3.
Не так давно в России была создана новая РСЗО под названием «Торнадо-С». По имеющимся данным, эта система может использовать ракеты с дальностью до 120 км, а в будущем — и до 200 км. Однако и в этом случае характеристики дальности «Торнадо-С» значительно меньше заявленных данных китайской системы AR3.
И хотя подробной информации о «Полонезе» пока нет, некоторые СМИ утверждают, что по дальности стрельбы белорусская система также превосходит «Смерч».
Обсудим?