«В первую очередь защищаем людей». Как в парламенте обсуждали проект закона об обращении с животными
Закон об обращении с животными в Беларуси пытаются принять с 2002 года. Очередной вариант законопроекта был разработан и передан в парламент в прошлом году.
Перед началом заседания парламентарий Владимир Пузыревский настойчиво советовал оператору одного из телеканалов снять внушительную стопку документов на столе — это замечания и предложения, которые написали неравнодушные во всех смыслах белорусы к законопроекту «Об обращении с животными». В стопке — более 800 страниц печатного текста.
Закон об обращении с животными в Беларуси пытаются принять с 2002 года, но каждый раз документ не выдерживает критики общественности и ложится на полку. Очередной вариант законопроекта был разработан и передан в парламент в прошлом году.
С 29 марта по 20 апреля проходило его общественное обсуждение, а 3 мая основные предложения граждан обсудили в Палате представителей.
По итогам заседания сложилось впечатление, что закон в этот раз все-таки примут, в каком бы то ни было виде, но чиновник из Минжилкомхоза прямо заявил: мы защищаем в первую очередь людей, а потом уже животных.
«Время тишины» и другие соседские претензии
Naviny.by уже писали об основным претензиях к законопроекту со стороны зоозащитников и обычных белорусов. Кардинально новых замечаний не поступило и во время общественного обсуждения.
«Власть не слышала нас десять лет». Зоозащитники не верят в новый закон о животных |
Законопроект «Об обращении с животными». Шесть основных претензий зоозащитников |
Время тишины. Как рассказал член постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Юрий Дорогокупец, вопрос соблюдения тишины в ночное время был одним из самых острых во время обсуждения законопроекта, причем это правило просили распространить не только на квартиры, но и на частный сектор.
«Люди ставят вопрос: почему время ограничивается с 23 до 7, почему в другое время животные могут наносить моральный вред соседям?», — рассказал депутат.
Две собаки или две кошки. Ограничение на количество собак и кошек, которых можно содержать в квартирах (две собаки или два кота, или одна собака и один кот), разделило общество на два лагеря — одни выступают всеми руками за ограничение, другие просят не указывать им, сколько животных и каких пород содержать у себя дома.
Согласно правилам содержания домашних животных, держать в квартире больше двух собак и кошек в Беларуси запрещено уже давно. Тем не менее, отметил Дорогокупец, новый законопроект предусматривает переходный период: если к моменту принятия документа в квартире уже живет больше двух питомцев, их можно оставить, как выражаются законотворцы, до «естественной убыли». Но животных все равно нужно зарегистрировать по месту жительства.
На вопрос, кто же будет считать собак и котов в квартирах, конкретного ответа пока нет. Скорее всего, контролировать этот вопрос будут жилищно-коммунальные службы, возможно, с привлечением милиции.
Будут ли проводиться проверки по жалобам соседей или ЖЭСы смогут устраивать рейды по выявлению нелегальных собак и котов, тоже пока неясно. «По решению местных исполнительных и распорядительных органов», — ответил на этот вопрос Дорогокупец.
«Будем прямо говорить: это же не значит, что где-то будем головы рубить. Если нет жалоб от тех же соседей, значит, там, возможно, никто и не узнает, что тут греха таить? — говорит депутат. — Соседи должны жить мирно. Плохо, когда соседи не ладят и один закладывает или подставляет другого».
По словам заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Геннадия Трубило, рассматривалась возможность ограничить число разрешенных животных-компаньонов в зависимости от размеров квартир, в которых они будут жить.
«Здесь позиция однозначная: кроме этих граждан, которые любят и защищают животных, живут их соседи, — заявил Трубило. — Анализ обращений последних лет свидетельствует о том, что на сегодняшний день люди, которые содержат большое количество животных, все-таки не в состоянии справиться с санитарными требованиями и вызывают недовольство соседей в части шума, санитарии и еще какими-то моментами».
При этом чиновник рассказал душещипательную историю о том, что во Фрунзенском районе около года длится разбирательство в отношении женщины, которая содержит в квартире 40 кошек.
«Вот представляете, каково соседям?» — задался вопросом чиновник под презрительное «фу-у» некоторых парламентариев.
Выгул. Предлагается ужесточить ответственность за нарушение правил выгула собак, в частности, за выгул без намордника и поводка, за отказ владельца от уборки экскрементов своего питомца и т.п.
«Я вам скажу честно, что есть довольно жесткие высказывания. Мы все прекрасно понимаем: особенно когда сойдет снег, люди жалуются, что невозможно пройти», — объясняет Дорогокупец.
При этом законопроект, по его словам, предусматривает, что местные органы власти должны решить проблему нехватки площадок для выгула, где собаку можно будет отпустить с поводка.
Заместитель председателя комиссии Алексей Кузьмич предложил вообще забирать собак, которых выгуливают с нарушением правил выгула — по аналогии с эвакуацией припаркованного в запрещенном месте автомобиля. Получить собаку обратно, по его версии, можно будет после выплаты штрафа и компенсации за ее содержание.
«И сразу наведется порядок», — уверен депутат.
Правда, пунктов передержки, где можно было бы держать животных, пока порядок не навелся, в стране катастрофически не хватает.
По мнению начальника управления жилищно-коммунального хозяйства аппарата Совета министров Александра Довгало, применительно к нарушениям правил содержания и выгула такая мера может не сработать.
«Если у бабушки забрать ее 40 кошек, не найдет она деньги на компенсацию, чтобы вернуть их обратно», — отметил он.
Ужесточить ответственность за нарушение правил выгула, по его мнению, все же необходимо: «Насколько оно будет радикальным — посмотрим».
Чипирование. Этот вопрос, по словам депутата Дорогокупца, тоже разделил общество. За обязательное чипирование всех животных выступают, в частности, зоозащитные организации. Пока же законопроект обязывает чипировать только собак потенциально опасных пород.
По мнению замминистра ЖКХ Геннадия Трубило, обязательное использование чипов позволило бы сократить число бездомных животных, поскольку люди не станут выбрасывать питомцев, понимая, что им придется за это ответить. Такого мнения придерживаются и многие зоозащитники.
Потенциально опасные породы собак. Немаловажное нововведение законопроекта — запрет на содержание в квартирах и блокированных жилых домах собак потенциально опасных пород. Кроме того, чтобы завести такую собаку, нужно будет пройти специальное обучение.
«Есть предложение, что курсы должны быть платными, чтобы людей, если можно так выразиться, больше напрягать в данном вопросе, чтобы человек подумал: содержать эту опасную собаку или нет», — рассказал депутат Дорогокупец.
Он убежден, что бойцовские породы «всегда научены отвечать на реакцию». «Если ее наказываешь, она отвечает. Это не йорк, не домашняя маленькая собачонка, которую наказал и она понимает. Эта собака реагирует на угрозу», — уверен он.
Отметим, однако, что и кинологи, и зоозащитники не раз заявляли, что опасной собаку делает не порода, а неправильное содержание и воспитание.
Список потенциально опасных пород, по словам Дорогокупца, еще будет разрабатываться.
«Без милиции порядка не будет»
И парламентарии, и чиновники сходятся в одном — к контролю за содержанием и выгулом собак необходимо привлекать правоохранительные органы.
По мнению Дорогокупца, Минжилкомхоз или работники Министерства сельского хозяйства не смогут навести порядок в этой сфере.
«На наш взгляд, и люди за это высказываются: если в этом не будут участвовать правоохранительные органы, порядка не будет», — говорит он.
С тем, что протоколы за нарушение правил содержания и выгула должны составлять органы внутренних дел, согласен и замминистра ЖКХ Геннадий Трубило. По его мнению, с сотрудницами организаций ЖКХ, а это «девочки 25-30 лет», владельцы собак даже разговаривать не станут, если те придут составлять протокол.
Граждане — на первом месте
По словам Дорогокупца, законопроект должен быть представлен главе государства до 1 июля. При этом депутаты и чиновники понимают, что идеальный для всех документ принять не удастся.
По словам Геннадия Трубило, позиция государства заключается в том, что защита граждан должна быть на первом месте. Животные — это хорошо, но жилье должно быть в первую очередь комфортным и безопасным для людей, считает он.
Документ должен быть «максимально компромиссным для всех», считает представитель аппарата Совмина Александр Довгало. «В конце концов, его принятие позволит через определенное время понять, что мы сделали не так, что нужно усовершенствовать», — отметил он.
Еще один немаловажный вопрос — финансирование, необходимое для строительства и обслуживания площадок для выгула собак, открытия пунктов временного содержания животных, налаживания процесса массовой регистрации питомцев. Предлагается направлять на создание этих объектов, к примеру, средства, полученные от чипирования собак потенциально опасных пород.
По мнению Пузыревского, чтобы документ начал работать, необходимую сумму стоит озвучить уже в первом чтении законопроекта.
Обсудим?