Белорусский спорт: показухи больше, чем результатов

К голам-очкам-секундам правители не дружащих с демократией стран всегда относились с особым трепетом...

 

В условиях ползучей потери политико-экономической независимости чиновники с особым пафосом заговорили о спорте как признаке белорусского суверенитета. Но на практике и здесь господствует стремление к советской показухе, а люди — лишь винтики.

В плане пафоса симптоматично выступление председателя Миноблисполкома, бывшего спикера Совета Республики Бориса Батуры на чествовании футбольного клуба БАТЭ 10 декабря во Дворце Республики. В частности, он заявил, что спорт — это «воплощение нашей национальной идеи, которая обеспечивает независимость государства», а спортивные успехи — «это и конкурентоспособность нашей страны». Правда, еще никто не придумал механизм экспорта медалей без ущерба для продавца.

К голам-очкам-секундам правители не дружащих с демократией стран всегда относились с особым трепетом. Не зря Минск стремился получить хоккейный чемпионат мира и болезненно реагирует на заявления с требованием отобрать у него первенство 2014 года из-за проблем с соблюдением прав человека.

И в самом деле, спорт — одна из тех редких сфер, где Беларусь может хоть чем-то похвастать. Да и расход средств здесь несоизмеримо меньший, чем, скажем, на выплату пенсий.

Впрочем, успехи эти носят системный характер в ограниченном количестве дисциплин, а в игровых видах наблюдаются лишь спорадические вспышки. В списке адресов, где тренируются ведущие спортсмены и клубы, — сплошь зарубежье. Обновление своей инфраструктуры уже давно имеет сильный хоккейный крен, выправить который можно лишь со сменой политических ветров.

Есть вышедшая на Олимпиаду молодежная футбольная сборная, но нет сильной национальной. Есть рвущаяся на пьедесталы этапов Кубка мира биатлонистка Дарья Домрачева — и плетущиеся в хвосте остальные. Есть гандболист мирового класса Сергей Рутенко, есть упакованное легионерами и потому идущее в лидерах Континентальной хоккейной лиги «Динамо», но опять-таки нет сильных сборных. Клонится к закату звезда женской баскетбольной команды, которая не прошла отбор в Лондон; ее главный тренер Анатолий Буяльский, постоянно боровшийся с дефицитом внимания чиновников к подопечным, ушел, несмотря на уговоры остаться.

Теперь, в пору экономического кризиса, спортивные неудачи воспринимаются еще болезненнее. А они, как назло, следуют чередой. Это и разгром борисовского БАТЭ в матчах футбольной Лиги чемпионов против «Барселоны», и провал хоккейной сборной на ноябрьском турнире «Кубок Полесья», который она проводила под руководством нового главного тренера финна Кари Хейккиля.

Кстати, отворачиваясь от Запада в политике, Минск стоит к нему в спорте анфас, не стесняясь приглашать специалистов оттуда и не особо жалуя российских тренеров. На профессионалов топ-уровня денег либо нет, либо жалко, но кадры средней руки имеют гораздо больший кредит доверия, нежели местные.

Немец Бернд Штанге с футбольной сборной особых успехов не добился, но проработал четыре с лишним года (2007-2011). У канадского хоккейного тренера Глена Хэнлона два этапа белорусской карьеры (2005-2006, 2009), и второй раз он покинул Минск лишь после импульсивного решения тогдашнего главы хоккейной федерации Владимира Наумова снять его с поста главного тренера минского «Динамо». По неофициальным данным, Штанге получал 25 тысяч евро в месяц — дай бог столько его сменщику Георгию Кондратьеву. Хэнлон же, если верить Наумову, «зарабатывал столько, сколько ни разу до сих пор в своей тренерской карьере». Кари Хейккиля тоже явно не на скромный оклад приехал, хотя опыта работы со сборными командами у него до этого не было.

К Глену Хэнлону, Клаусу Зиберту (еще один, как и Штанге, уроженец ГДР, работает с биатлонной сборной), Мареку Сикоре (чех тренирует, и весьма успешно, хоккейное «Динамо») претензий нет — вопрос в неравном отношении к своим и чужим.

В обиде не только иные тренеры, но и некоторые спортсмены. В таких случаях они либо тихо, либо громко уезжают, аргументируя это необходимостью кормить себя и семьи. В 2010 году именно по этой причине уехали фристайлисты Тимофей и Ассоль Сливец, которые на зимней Олимпиаде-2014 будут бороться за медали в составе российской команды.

Впрочем, зачастую даже белорусские зарплаты в спорте вызывают раздражение у простого обывателя, ведущего неравную борьбу с кризисом. Немалый резонанс имело прозвучавшее в ноябре заявление босса худшего по результатам хоккейного клуба «Брест»: «Мы обращаемся к властям области, чтобы они обратили внимание на наши проблемы... Совсем немного желающих играть за такие деньги, как сегодня — 15 млн. рублей в месяц».

По мнению бывшего главного тренера хоккейной сборной Беларуси Эдуарда Занковца, миграция спортсменов и специалистов — вполне рыночное явление. «Однако важно, как построен клуб и с каким материалом приходится работать, — отмечает он. — Великие тренеры, особенно на пике карьеры, подписывая контракты, смотрят не только на суммы, но и на то, что можно выиграть с новым коллективом. Они хотят побеждать, а не просто зарабатывать».

В то же время Занковец, на смену которому в сборной как раз и пришел Кари Хейккиля, согласен с тем, что терпение белорусских работодателей дольше, когда речь идет об иностранцах: «Так и должно быть. Если ты приглашаешь человека на работу, то перед этим изучаешь его возможности, а после подписания контракта несешь за него ответственность. Нужно терпеть, дать время. Другое дело, что нет пророка в своем отечестве, и здесь эта пословица тоже работает. У нас часто надеются на какого-нибудь кудесника, что вот он придет и исправит все наши ошибки. Так не бывает. Может случиться одно чудо раз в жизни, как хоккейная победа над Швецией на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, но это же не объективное отражение сил соперников».

Кроме того, сейчас хоккей — первый номер в современной белорусской спортивной иерархии — национальную идею дискредитирует, а не является ее воплощением, считает Занковец.

«Национальный чемпионат просто деградирует из-за решений, которые принимаются в последние годы: ограничение возраста игроков, отсутствие образовательной программы для тренеров, условий для честной конкурентной борьбы команд. Впечатление такое, как будто все для галочки. Нет клубов, кроме минской «Юности», которые действительно хотели бы и верили бы в то, что можно стать чемпионом, ставили бы глобальные задачи. Клубы заняты только тем, чтобы существовать и чтобы их особо никто не трогал», — отмечает эксперт.

Самому Занковцу после отставки не нашлось применения в белорусском хоккее. До сборной он работал в петербургском СКА, а сейчас отправился в Омск ассистентом нового главного тренера «Авангарда» — одного из ведущих клубов Континентальной хоккейной лиги…