Роман Яковлевский. ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Модераторы

Трагичен удел людей, которые всемерно пытаются просветить свой народ, а тот их не слышит. Многократно усиливается ощущение трагедии тогда, когда интересами народа просто пользуются модераторы...

 

Роман Яковлевский

 Роман Яковлевский. Обозреватель журнала «Кontrateksty» (Польша). Работал в первом в СССР независимом информагентстве Postfactum, изданиях «Атмода» (Латвия), «Коммерсант», «Независимая газета» (Россия).

Чем дальше продолжается процесс, который называют диалогом между официальным Минском и объединенной Европой, тем сильнее пытаются пинать всеми способами тех, кого называют объединенными демократическими силами. Как правило, трагичен удел людей, которые всемерно пытаются просветить свой народ, а тот их не слышит. Многократно усиливается ощущение трагедии тогда, когда интересами народа просто пользуются модераторы.

Судя по итогам недавних вояжей по европейским столицам, лидерам белорусской оппозиции так и не удалось ни сбить пыл азартного любопытства к правителю Беларуси, ни вклиниться в качестве субъектов в происходящее. Именно субъектов, а не посредников, как их иногда пытаются представить. Под посредниками в данном деле все же подразумеваются другие, великие исторические субъекты. Одни, близкие к активному модератору диалога Брюссель-Минск Хавьеру Солане, при слове «посредник» многозначительно кивают в сторону Москвы, другие — газовые модераторы — на дух не переносят посредников из Вашингтона. Так что игру в диалог с Минском, затеянную в Брюсселе (вернее, в Берлине), пытаются провести именно без московских и вашингтонских, а не оппозиционных белорусских посредников. О евроатлантической солидарности по «белорусскому вопросу» сегодня говорить не приходится. Как, впрочем, и о едином союзном государстве.

Гласом вопиющего в пустыне осталось громкое заявление одного из модераторов ОДС Анатолия Лебедько — мол, приглашение президента Лукашенко на европейский саммит в Прагу означает подписание Европой акта о политической капитуляции перед ним. Слово «капитуляция», прозвучавшая в адрес Европы 70 лет спустя, так никого там и не возбудило.

Незамеченным остался и бывший кандидат в президенты и политзек Александр Козулин, буквально обалдевший от цинизма игроков и модераторов так называемого европейского диалога. К алгебре, а не арифметике такой политической игры противники Лукашенко оказались явно не готовы. Да и где этому было им учиться?

Очевидно, сильным ходом в такой игре может стать предстоящее появление руководителя суверенной Беларуси на суверенной территории Святого Престола. Еще совсем недавно в такое верилось с трудом. В свое время явно незаслуженно было обделено должным вниманием назначение посла при Святом Престоле Сергея Алейника одновременно заместителем министра иностранных дел Беларуси. Насколько известно, он стал первым среди аккредитованных при Святом Престоле послом в ранге заместителя главы внешнеполитического ведомства. Плоды новой и весьма ответственной работы бывшего выпускника Высших курсов КГБ СССР (Минск) по установлению более внятных отношений режима Лукашенко со Святым Престолом не очень долго заставили себя ждать. Это на некоторых других внешнеполитических векторах желанных плодов пока не наблюдается.

Так, до сих пор претворяются в жизнь столь много обещавшие белорусско-украинские договоренности двух президентов на встрече в Чернигове. А уж об «успехах» трехсторонней встречи глав внешнеполитических ведомств Беларуси, Литвы и Украины и вовсе быстро забыли. Помнится, обсуждали на этой встрече такую интересную тему, как воздвижение через Беларусь энергомоста из Украины в Балтию, что не могло не напрягать энергетическую державу Россию. Напряжение-таки возникло. И электроэнергия потекла. Только не из Украины, а из России. Снова зазвучало забытое после ухода Чубайса и немного видоизмененное название корпорации — «Интер РАО ЕЭС России».

Нынче Минск пытается выступать в роли этакого модератора между соседками Литвой и Латвией, сильно заинтересованных в загрузке белорусскими товарами своих морских портов Клайпеда и Вентспилс. Так что логичным выглядел визит Сергея Мартынова, который вслед за Литвой — впервые в ранге главы МИД — посетил и Латвию. Как ему удастся на этот раз продвинуть белорусский экспорт — а это для белорусского МИД является главной задачей — говорить рано. Зато точно можно уже сказать, что о неких перспективах визита в соседнюю Латвию главы белорусского государства Сергей Мартынов «даже не размышлял». Примерно так, как и о членстве Беларуси в Евросоюзе. Тут бы «Восточное партнерство» получилось переварить без всяких лишних тем для официального Минска!

А вот первую встречу руководителей Беларуси и Римско-католической церкви, безусловно, можно причислить к дипломатическому успеху. Причем для обеих сторон. В связи с этим появилась благодатная почва для разного рода гаданий и размышлизмов об истинном смысле последней многочасовой встречи руководителей Беларуси и Русской православной церкви. Мол, череда встреч Лукашенко с главами двух мировых христианских церквей может быть связана с его стремлением стать чуть ли не посредником в организации исторической встречи Папы и Патриарха на белорусской земле.

По некоторым данным, к такой посреднической роли белорусского лидера не только не готовы в Москве, а даже очень против. При президенте Путине произошло историческое объединение Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей. Скорее всего, при том же российском президенте может произойти и историческая встреча глав Русской православной и Римско-католической церквей. А вот первый визит Папы Римского в Беларусь может случиться при нынешнем белорусском президенте.

Не секрет, что — как у власть предержащих, так и у православных с католическими иерархов — все большую тревогу вызывает растущее влияние в Беларуси протестантских общин. В этом вопросе у всех трех модераторов различных сфер человеческой жизни позиции очень близки. Чем не тема для делового разговора светского с духовными руководителями? При этом следует отметить, что некоторые из протестантских общин не без помощи властей оказались в стане политической оппозиции. По словам пасторов, ни одной общины белорусские власти за последние пять лет так и не зарегистрировали. Говорят, по тем же причинам не регистрируют и считающуюся некоторыми политическим крылом протестантов партию Белорусская христианская демократия. Как известно, они отказались от старших модераторов из ОДС и решили создать новый образ белорусской оппозиции, с которой будут говорить в Европе на истинно христианских принципах.

Что касается родной Беларуси, в которой все больше ощущается необходимость диалога внутри страны, то тут пока без официальной регистрации в Министерстве юстиции участие в диалоге не светит. Но даже и в зарегистрированном виде надо еще будет получить приглашение от властей для права посидеть с ними вместе за столом, где правят разговором те или иные модераторы. В общем, суждено, видимо, сегодня бегать оппозиционерам и иным гражданским активистам по дистанции «Дом — Европа» от одного до другого модератора, которые пребывают в тайном согласии между собой по принципу «перемены без перемен».

А прогноз для такого замкнутого круга — радикализация игроков, рост агрессивности протестного электората и появление у его активных групп новых спонсоров, модераторов с узкокорпоративными и неизвестными для граждан целями в Беларуси.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

  • 1. Соглашусь с имплицитно выраженным автором мнением, что «модератор» -- красивое слово. 2. Слышал, что модератор – это некто, кто руководит дискуссией, стимулирует ее и в необходимых случаях как-то ее сдерживает (moderate – смягчать, сдерживать). 3. Кто-такие «модераторы» в этой статье, одному Яковлевскому известно.
  • пессимистичные выводы...