Приговор — расстрелять. Суд поставил точку в деле «гомельского маньяка»
Остриков спокойно воспринял решение Верховного суда оставить смертный приговор в силе, никаких эмоций на его лице не было.
Житель Гомеля Сергей Остриков признан виновным в изнасиловании и жестоком убийстве двух женщин. Жертвы были его коллегами по работе. Оба преступления он совершил 15-го числа, с интервалом в почти год. Находясь в СИЗО, он пытался покончить жить самоубийством, но его удалось спасти. 4 октября суд поставил точку в его деле: «именем Республики Беларусь — расстрелять».
19 мая Гомельский областной суд приговорил к расстрелу жителя Гомеля Сергея Острикова. Сегодня Верховный суд оставил в силе вердикт. Дело по-прежнему слушалось в закрытом режиме. В зале суда присутствовали только родственники жертв.
34-летний мужчина признан виновным в изнасиловании (ч. 1, 2 ст. 166 УК), насильственных действиях сексуального характера (ч. 2 ст. 167 УК), похищении человека (ч. 1 ст. 182 УК), краже (ч. 1,2 ст. 205 УК) и жестоком убийстве двух женщин (п. 6, 8, 16 ч. 2 ст. 139 УК).
С виду порядочный мужчина — семьянин, сотрудник предприятия по изготовлению стекла — обманом заманивал в машину своих коллег, отвозил их в гараж, где насиловал и убивал. Тела женщин он вывозил в лес и закапывал.
Первое убийство совершил в июле 2014-го. Его жертвой стала 24-летняя Алеся Пантелеева. Острикова по этому факту допрашивали, но тогда он подозрений не вызвал.
В мае 2015-го при таких же обстоятельствах пропала 27-летняя Алевтина Машурикова. Она также работала на одном предприятии с обвиняемым. Женщина в шесть утра выехала на работу и исчезла. Ее телефон был недоступен, и муж обратился в милицию.
Милиция установила автомобиль, на котором Машурикова передвигалась. Помогли кадры видеонаблюдения.
Подозреваемым оказался Сергей Остриков, ранее судимый за разбой. Женщин-коллег он предлагал подвезти на работу на своей машине. Потом говорил, что нужно срочно заехать в гараж. Здесь и происходило преступление — сначала он насиловал своих жертв, а потом убивал.
Правоохранители отмечали, что гомельчанин не сразу признал вину.
«Он изворотлив, — характеризует Острикова в комментарии «СБ» замначальника УСК по Гомельской области Юрий Демьянчик. — Рассказывая о происшедшем, старается максимально минимизировать собственную речь. В обоих преступлениях есть сексуальный мотив».
О личности обвиняемого известно, что он был отчислен из техникума за неуспеваемость. В 2007 году напал на девушку, которую ограбил, приставив нож к горлу. Был осужден, отсидел полтора года и освободился условно-досрочно. На время совершения преступления был женат, воспитывал 3-летнего ребенка. На данный момент супруга с ним отношения не поддерживает, как говорят люди, знакомые с обстоятельствами дела.
На предприятии «Стеклолюкс» Остриков работал более трех лет. Бывшие коллеги характеризуют его как обычного работягу. Говорят, что не замечали в его поведении странностей или отклонений.
Преступления он совершил, будучи трезвым. Экспертиза признала его вменяемым.
Адвокат Виктор Шландыков просил более гуманного наказания для своего подзащитного — лишения свободы на срок, который суд сочтет справедливым. После оглашения приговора в Гомеле адвокат заявил, что не понимает мотивы убийств:
«Не могу понять, почему это произошло. Мой подзащитный на суде просто разводил руками. У него везде положительные характеристики. Экспертиза признала его здоровым и вменяемым. На суде в качестве свидетеля выступил психолог, который считает, что мой подзащитный раскаялся. Обвинения он признал, прощения просил постоянно».
Отец Алевтины Машуриковой считает приговор справедливым. «Урод получил свое, — заявлял он после оглашения приговора в Гомельском областном суде. — Больше мне сказать нечего, материальной компенсации материального вреда я не просил. Ребенка не вернешь».
Бабушка Алевтины также считает, что обвиняемый заслужил смертную казнь: «Он нарушил все статьи, все законы — и человеческие, и Божьи: не укради, не убий, не пожелай чужого. Он должен быть расстрелян. Иного он не заслуживает».
Муж убитой тоже согласен с приговором. По его словам, обвиняемый на суде «вел себя спокойно и адекватно». В последнем слове попросил прощения у родственников убитых.
«За что? Вот на этот вопрос он не дал ответа никому. С моей женой он работал на предприятии вместе четыре года. И коллеги также не могли поверить, что он такое совершил», — сказал супруг погибшей.
Источник, знакомый с обстоятельствами уголовного дела, сообщил, что Остриков пытался покончить жизнь самоубийством, находясь в следственном изоляторе, но его удалось спасти.
По словам координатора кампании «Правозащитники против смертной казни» Андрея Полуды, Остриков спокойно воспринял решение Верховного суда оставить смертный приговор в силе, никаких эмоций на его лице не было.
С начала 2016 года в Беларуси вынесено три смертных приговора, которые уже вступили в силу. В январе к высшей мере наказания был приговорен житель Вилейки Геннадий Яковицкий, он признан виновным в жестоком убийстве сожительницы. В феврале — житель Минского района Сергей Хмелевский, которого признали виновным в убийстве трех соседей, а также поджоге дома. Приговор Острикову — третий в этом списке.
Обвиняемые вправе обратиться с прошением о помиловании на имя президента. Однако известен только один случай, когда Лукашенко помиловал приговоренного к расстрелу. Всего же с 1991 года к высшей мере наказания в Беларуси было приговорено более 400 человек.
Беларусь остается единственной страной в Европе и на всем постсоветском пространстве, где до сих пор применяется смертная казнь.
Обсудим?