Приговор — расстрелять. Суд поставил точку в деле «гомельского маньяка»

Остриков спокойно воспринял решение Верховного суда оставить смертный приговор в силе, никаких эмоций на его лице не было.

Житель Гомеля Сергей Остриков признан виновным в изнасиловании и жестоком убийстве двух женщин. Жертвы были его коллегами по работе. Оба преступления он совершил 15-го числа, с интервалом в почти год. Находясь в СИЗО, он пытался покончить жить самоубийством, но его удалось спасти. 4 октября суд поставил точку в его деле: «именем Республики Беларусь — расстрелять».

Сергей Остриков

19 мая Гомельский областной суд приговорил к расстрелу жителя Гомеля Сергея Острикова. Сегодня Верховный суд оставил в силе вердикт. Дело по-прежнему слушалось в закрытом режиме. В зале суда присутствовали только родственники жертв.

34-летний мужчина признан виновным в изнасиловании (ч. 1, 2 ст. 166 УК), насильственных действиях сексуального характера (ч. 2 ст. 167 УК), похищении человека (ч. 1 ст. 182 УК), краже (ч. 1,2 ст. 205 УК) и жестоком убийстве двух женщин (п. 6, 8, 16 ч. 2 ст. 139 УК).

С виду порядочный мужчина — семьянин, сотрудник предприятия по изготовлению стекла — обманом заманивал в машину своих коллег, отвозил их в гараж, где насиловал и убивал. Тела женщин он вывозил в лес и закапывал.

Первое убийство совершил в июле 2014-го. Его жертвой стала 24-летняя Алеся Пантелеева. Острикова по этому факту допрашивали, но тогда он подозрений не вызвал.

В мае 2015-го при таких же обстоятельствах пропала 27-летняя Алевтина Машурикова. Она также работала на одном предприятии с обвиняемым. Женщина в шесть утра выехала на работу и исчезла. Ее телефон был недоступен, и муж обратился в милицию.

Милиция установила автомобиль, на котором Машурикова передвигалась. Помогли кадры видеонаблюдения.

Подозреваемым оказался Сергей Остриков, ранее судимый за разбой. Женщин-коллег он предлагал подвезти на работу на своей машине. Потом говорил, что нужно срочно заехать в гараж. Здесь и происходило преступление — сначала он насиловал своих жертв, а потом убивал.

Правоохранители отмечали, что гомельчанин не сразу признал вину.

«Он изворотлив, — характеризует Острикова в комментарии «СБ» замначальника УСК по Гомельской области Юрий Демьянчик. — Рассказывая о происшедшем, старается максимально минимизировать собственную речь. В обоих преступлениях есть сексуальный мотив». 

Конвой выводит Острикова из зала суда после оглашения приговора. Фото Сергея Балая

О личности обвиняемого известно, что он был отчислен из техникума за неуспеваемость. В 2007 году напал на девушку, которую ограбил, приставив нож к горлу. Был осужден, отсидел полтора года и освободился условно-досрочно. На время совершения преступления был женат, воспитывал 3-летнего ребенка. На данный момент супруга с ним отношения не поддерживает, как говорят люди, знакомые с обстоятельствами дела.

На предприятии «Стеклолюкс» Остриков работал более трех лет. Бывшие коллеги характеризуют его как обычного работягу. Говорят, что не замечали в его поведении странностей или отклонений.

Преступления он совершил, будучи трезвым. Экспертиза признала его вменяемым.

Адвокат Виктор Шландыков просил более гуманного наказания для своего подзащитного — лишения свободы на срок, который суд сочтет справедливым. После оглашения приговора в Гомеле адвокат заявил, что не понимает мотивы убийств:

«Не могу понять, почему это произошло. Мой подзащитный на суде просто разводил руками. У него везде положительные характеристики. Экспертиза признала его здоровым и вменяемым. На суде в качестве свидетеля выступил психолог, который считает, что мой подзащитный раскаялся. Обвинения он признал, прощения просил постоянно».

Отец Алевтины Машуриковой считает приговор справедливым. «Урод получил свое, — заявлял он после оглашения приговора в Гомельском областном суде. — Больше мне сказать нечего, материальной компенсации материального вреда я не просил. Ребенка не вернешь».

Бабушка Алевтины также считает, что обвиняемый заслужил смертную казнь: «Он нарушил все статьи, все законы — и человеческие, и Божьи: не укради, не убий, не пожелай чужого. Он должен быть расстрелян. Иного он не заслуживает».

Муж убитой тоже согласен с приговором. По его словам, обвиняемый на суде «вел себя спокойно и адекватно». В последнем слове попросил прощения у родственников убитых.

«За что? Вот на этот вопрос он не дал ответа никому. С моей женой он работал на предприятии вместе четыре года. И коллеги также не могли поверить, что он такое совершил», — сказал супруг погибшей.

Источник, знакомый с обстоятельствами уголовного дела, сообщил, что Остриков пытался покончить жизнь самоубийством, находясь в следственном изоляторе, но его удалось спасти.

По словам координатора кампании «Правозащитники против смертной казни» Андрея Полуды, Остриков спокойно воспринял решение Верховного суда оставить смертный приговор в силе, никаких эмоций на его лице не было.

С начала 2016 года в Беларуси вынесено три смертных приговора, которые уже вступили в силу. В январе к высшей мере наказания был приговорен житель Вилейки Геннадий Яковицкий, он признан виновным в жестоком убийстве сожительницы. В феврале — житель Минского района Сергей Хмелевский, которого признали виновным в убийстве трех соседей, а также поджоге дома. Приговор Острикову — третий в этом списке.

Обвиняемые вправе обратиться с прошением о помиловании на имя президента. Однако известен только один случай, когда Лукашенко помиловал приговоренного к расстрелу. Всего же с 1991 года к высшей мере наказания в Беларуси было приговорено более 400 человек.

Беларусь остается единственной страной в Европе и на всем постсоветском пространстве, где до сих пор применяется смертная казнь. 


  • "Беларусь остается единственной страной в Европе и на всем постсоветском пространстве, где до сих пор применяется смертная казнь. " Скоро остальные европейцы одумаются, заставят свои государства работать и последуют нашему примеру.
  • Александр Шибеко
    Смертная казнь на 1 человека - это капля в море. Решение принято правильно.
  • Казнить нужно на площади!!!Дабы другие видели!Это лучше действует!!!
  • Без всяких эмоций, относительно меланхолично, признаю, что наше уголовное расследование дел по соответствующим статьям не политизировано, потому не нахожу повода, чтоб не верить суду. А как относиться к вердикту суда? - Скажу честно: "а хрен его знает". Я по жизни тревожусь за женские жизни, которые со мной как-то связаны, потому таких персонажей я не берусь судить, но мои симпатии не на его стороне. Потому, меланхолично опять же, оставлю его на совести тюремных властей. Как они им распорядятся, так и произойдёт... Тут дело в том, что приходилось по жизни встречать людей с психическими аномалиями, но я же не Господь Бог, чтоб их судить. Хотя, ложась спать поблизости, я колющие и режущие предметы прятал. И это не от страха, это - дебри пришедшей от прародителей интуиции. Ведь сознание - сознанием, а ночное бессознательное непредсказуемо. И есть вещи, которые неизлечимы. А есть интересные случаи, например, когда во сне мною пытался овладеть мой товарищ, скучавший по молодой жене, а мы с ним были вынуждены ночевать в крестьянском доме под одним одеялом на студенческой уборке осеннего картофеля в Универе. Правда, он не нашёл во мне того отверстия, которое искал. И потом долго смущённо отводил взгляд... А насчёт героя репортажа только скажу, повторюсь: "а хрен его знает"... Его судят другие, а встревать - не моё дело.
  • Константин Шидловский
    Блин, ну почему мы единственная страна в Европе, со смертной казнью? Лучше бы было бы наоборот.
  • Во-первых, смертный приговор - гуманнее пожизненного. Лучше пуля и все, чем всю жизнь в клетке, в ужасных условиях, без надежды на свободу. Во-вторых, смертный приговор - дешевле пожизненного. Ведь содержание преступников обходится государству в немалую сумму (освещение, отопление, амортизация, пища-вода-одежда, зарплата охране и т.д.). И все это лежит на наших плечах. Получается, мы тоже отрабатываем наказание за преступления этого выродка. В-третьих, наша судебная и правоохранительная системы достаточно лояльны, чтобы не допускать непоправимых ошибок. Во всей этой истории жаль только судью. Как ни крути, но бремя лишения человека жизни ложится на его совесть. Надеюсь, с нервами у этого человека все в порядке. А собаке - собачья смерть.
  • Понятно, что судебная ошибка тут исключена. Поэтому причины не применить смертную казнь нет. Правда, и смертная казнь одного из остриковых их не остановит...
  • Ну, поймите правильно: взять на свою душу отношение к продукту судебного решения... Я не хочу никого вешать или расстреливать. Дайте мне пистолет, - я постреляю по дальней фанерной мишени... Тупо и глупо об этом говорить, но нужна ставка штатного палача. "С окладом согласно штатного расписания" Вот мы и приехали на пару веков назад, когда люди брались за любую трудовую деятельность, а "заплечных дел мастера" были в фаворе... Нет, дайте мне лучше дюжину патронов, я наполню магазин пистолета, и продолжу стрелять поверх голов по своей фанере. Я научился уже стрелять довольно метко, поэтому ни в чей затылок не попаду... Нет, пулю могу прицельно влепить, но как мне с этим жить дальше? Извините, тут уже Господь бог, подданным которого я являюсь, где-то запрещает нажать на спусковой крючок. Короче, в финале оказывается, что палачи нужны... И сразу же чисто солдатский беглый вопрос: кому и для чего? Рядовой пехоте, её незащищённому бронежилетами хрупкому телу? Вот так вот в Интернете можно вести дискуссии о необходимости палача.
  • А так ли вы будете петь, если ваш маленький внук или внучка попадет в руки подобного нелюдя? Даже если вы сохраните свою позицию, поймут ли вас ваши близкие? Вообще отношение самих осужденных тут неоднозначное. Печально известный Чикатило после вынесения приговора бился в истерике, а такой же печально известный светлогорский маньяк только заулыбался. Почему? Да потому, что если бы его оставили в живых и бросили в тюремный "петушатник", там бы ему сотворили нечто такое, что смерть потом показалась бы ему ласковой няней и он об этом знал. Поэтому терять уже ему было нечего. Можно и вообще отпустить на свободу, но с приставкой "вне закона" и тогда посмотрим сколько он проживет пока разъяренная толпа не порвет его на куски. Вот тогда и восторжествует настоящая демократия - мнение большинства превыше всего и проблемы штатных заплечных дел мастеров в обществе не будет и не надо им назначать оклады с добавкой "за вредность". Общество все это сделает совершенно бесплатно. Взывать в Всевышнему тоже нет нужды, ибо в Писании сказано: "Кто пролил кровь человеческую своею рукою, то его кровь тоже прольется рукою человека, ибо человек сотворен по образу Божию".
  • Виктор Вайтекайтис
    Казнить надо как в фильме,,я плюю на ваши могилы,,. Медленно и мучительно. Оооочень медленно