Ассамблея народных представителей. Станет ли она альтернативой парламенту
Время между выборами белорусская оппозиция традиционно использует для перегруппировки сил и подготовки к новой кампании.
Правоцентристская коалиция создала Ассамблею народных представителей (АНП). Критики иронизируют, что семи десяткам ее членов хотят навязать роль коллективного помощника одного оппозиционного депутата в Палате представителей. Тем временем лидеры коалиции говорят, что придумали план давления на власть, а в гражданской кампании «Говори правду» обещают «влиять на те тренды, которые вынуждена создавать власть».
Впрочем, для независимых экспертов очевидно, что эти заявления не опираются на реальную силу оппонентов режима. Проблемы последних усугубляются тем, что единства между ними по-прежнему нет и его достижение не стоит на повестке дня.
Натужные переговоры в разных форматах перед прошедшими в сентябре парламентскими выборами не дали результата. Партии не захотели становиться под знамена экс-кандидатов в президенты Николая Статкевича и Владимира Некляева, участвовать в организованном теми Белорусском национальном конгрессе, так как львиную долю ресурса в это объединение внесли бы сами партии.
В противовес проходили непубличные переговоры ряда оппозиционных сил. Тут общей темой оказалось дистанцирование от кампании «Говори правду», которую еще в прошлом году, в контексте президентских выборов, постарались представить «ненастоящей» оппозицией.
В ходе же минувших выборов в Палату представителей самый широкий формат сотрудничества между оппозиционерами получился в рамках кампании наблюдения «Право выбора».
В ее работе участвовали все члены правоцентристской коалиции (Объединенная гражданская партия, движение «За Свободу», оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия»), а также внекоалиционные структуры — Партия БНФ, Белорусская партия «Зеленые», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), оргкомитет Партии свободы и прогресса, Профсоюз радиоэлектронной промышленности (РЭП).
В стороне оказались Белорусская партия левых «Справедливый мир» (хотя до последнего момента было впечатление, что вот-вот договорятся наблюдать за выборами вместе) и кампания «Говори правду» (ей остальные участники наблюдения выразили недоверие).
Но выборы закончились, все жалобы поданы, остается около полутора лет до следующей электоральной кампании. Выборы депутатов местных Советов пройдут не позднее 20 февраля 2018 года.
Для «Права выбора» пока нет работы. А вот правоцентристская коалиция, которая в ходе парламентской кампании смогла захватить инициативу в оппозиционных кругах (она выдвинула больше всех кандидатов в депутаты, разделила округа для предотвращения конкуренции, с ее списком были вынуждены считаться остальные оппозиционные структуры), отступила на заранее подготовленные позиции.
Еще до выборов лидеры коалиции заявили о намерении созвать Ассамблею народных представителей, чтобы продолжить работу в округах, опираясь на тех кандидатов, которые показали себя в ходе избирательной кампании, пусть и не получили депутатские мандаты.
Впрочем, один мандат есть — прошедшая в парламент член ОГП Анна Канопацкая 6 октября участвовала в работе учредительной конференции АНП и намерена транслировать ее позицию в Палате представителей.
Статкевич уже раскритиковал эту инициативу у себя в фейсбуке, предположив, что семь десятков членов АНП будут играть роль коллективного помощника Канопацкой и все это окажется имитацией бурной деятельности, так как Палата представителей станет отклонять все предложения оппозиционного депутата-одиночки.
В этой критике есть свой резон. Депутатский корпус Палаты представителей за весь свой срок полномочий рождает лишь пару-тройку законопроектов, а в остальное время дорабатывает или сходу одобряет предложения президента и правительства. Именно президентская Администрация руководит Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. В нынешнем парламенте отсутствуют фракции и возможно объединение законодателей лишь в депутатские группы по общим интересам.
Такой расклад не способствует депутатской законодательной инициативе. Так что АНП вполне может повторить роль оппозиционного «теневого правительства», которое годами писало проекты реформ «в стол» и в конце концов тихо исчезло.
Однако неблагоприятное отношение к демократическим инициативам господствовало и в Верховном Совете XII созыва, избранном еще в советское время и даже с использованием квот для ветеранов и инвалидов. Да, в какой-то момент коммунистическое большинство депутатского корпуса оказалось дезориентировано и под впечатлением от провала антиперестроечного путча в августе 1991 года голосовало даже за запрет Компартии. Но в остальное время инициативы оппозиции оно без проблем блокировало. В свою очередь оппозиционные депутаты находили возможности для ситуационного сотрудничества со своими оппонентами по конкретным вопросам.
Кроме того, депутаты тогда использовали статус для оглашения позиций своих партий и проблем своих избирателей. В развитие этой идеи политолог Валерий Карбалевич теперь предложил, чтобы в день открытия первой сессии нового созыва, 11 октября, Канопацкая выдвинула свою кандидатуру на пост председателя Палаты представителей — и тогда она сможет выступить с программой необходимых перемен.
Наверное, этот ход дал бы определенный медиаэффект, хоть заранее понятно, что одиночке не стать ни спикером, ни вице-спикером.
Впрочем, в соседней России правящая партия, получив на недавних выборах конституционное большинство в Госдуме, поделилась должностями вице-спикеров и руководителей комиссий с другими партиями, призванными демонстрировать многопартийность в законодательном органе. А вдруг белорусские власти также не пожалеют должности для демонстрации своего стремления к демократии?
Говоря об инициативах, стоит добавить, что Либерально-демократическая партия, вероятно, предложит через своего депутата в Палате представителей проект поправок, предусматривающий переход на выборы по партийным спискам.
Тем временем в «Говори правду» не стали дожидаться начала работы Палаты представителей нового созыва и направили свои предложения по изменению избирательного законодательства в Центризбирком. Кроме того, Центризбирком анализирует рекомендации БДИПЧ ОБСЕ относительно либерализации избирательного законодательства, чтобы внести президенту свои предложения.
Между тем Канопацкая уже заявила, что намерена предложить в Овальном зале свои поправки в Избирательный кодекс. Похоже, что бюрократическая машина готова к такой инициативе, и Канопацкой с соратниками придется начать работу с бесконечной сверки таблиц поправок в Избирательный кодекс, выяснения процедурных вопросов, переписки со всеми инстанциями, без визы которых профильная комиссия не возьмет законопроект на рассмотрение.
Похоже, что совещание у президента на тему изменения Избирательного кодекса может состояться раньше, чем оппозиционный депутат сможет зарегистрировать свой законопроект.
Лидеры правоцентристской коалиции говорят, что созданием АНП намерены помочь своим экс-кандидатам продолжить работу в избирательных округах до следующих парламентских выборов. Будут создавать общественные приемные?
Сама по себе идея напоминает о созданной летом 2003 года Ассамблее депутатов местных Советов, объединившей около 50 оппозиционных и независимых депутатов. Предполагалось, что участники ассамблеи будут координировать свою деятельность и изучать европейский опыт местного самоуправления. Возможно, так оно и было, но в следующем созыве местных Советов почти никого из участников ассамблеи не оказалось.
АНП, которую сейчас создают правоцентристы, будет состоять из нескольких десятков бывших кандидатов в депутаты и одной обладательницы депутатского мандата. Пожалуй, координировать деятельность им будет непросто, тем более что создавать в рамках ассамблеи вертикаль власти учредители не намерены, а значит члены АНП все-таки не будут коллективным помощником депутата Канопацкой.
Форум для обмена мнениями в итоге, возможно, и получится, а вот практическую деятельность субъекты правоцентристской коалиции смогут вести, скорее всего, лишь внутри своих структур. Так что некоего прорывного эффекта от создания АНП ожидать не стоит.
Впрочем, время между выборами белорусская оппозиция традиционно использует для подспудной перегруппировки сил и подготовки к новой кампании.
Обсудим?