Порты, ритейл и заводы. Куда инвестировал белорусский бизнес?

Ключевыми реципиентами белорусских инвестиций выступают страны Прибалтики. Об этом говорится в докладе «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций — 2016», подготовленном Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) на основе данных за 2015 год.

Иллюстрация pixabay.com

«Учитывая специфику географического положения Беларуси, крупнейшие национальные компании проявляют интерес к получению доступа к морским портам для увеличения экспорта своей продукции», — отмечают эксперты.

Они напоминают, что первым серьезным вложением в транспортный комплекс Европейского союза стала покупка «Беларуськалием» 30% клайпедского терминала сыпучих грузов в 2013 году.

«Сумма сделки составила 30 млн долларов, однако компания и дальше планирует укреплять свое присутствие», — говорится в документе.

В 2015 году «Белорусская калийная компания» приобрела 40% акций литовской Fertimara, которая выполняет погрузочно-разгрузочные работы в порту Клайпеды. В этом же году и «Белорусская нефтяная компания» заключила соглашение с SIA Woodison Terminal о покупке доли нефтеналивного терминала в Риге.

«Ожидается, что «Белорусская нефтяная компания» будет вкладывать средства в развитие и модернизацию терминала; первоначальный объем инвестиций оценивается в 15 млн долларов», — отмечают в ЦИИ ЕАБР.

Помимо инвестиций в портовую инфраструктуру, крупные белорусские компании активно развивают свои товаропроводящие сети.

Например, работу концерна «Белнефтехим» в Европе обеспечивают дочерние компании в Латвии (ООО «Ойл Логистик»), Литве (ЗАО «Трансхема») и Польше (ООО «БНХ-Ойл Польска»).

«Несмотря на то, что создание таких контролируемых торговых компаний не предполагает больших вложений, оно крайне важно для укрепления позиций белорусских игроков на европейском рынке», — говорится в докладе.

Однако не для всех белорусских инвесторов в Европе 2015 год оказался успешным.

Сеть магазинов Fresh market, созданная в Литве владельцами ритейлера «Евроопт» Сергеем Литвиным и Владимиром Василько, прекратила свое существование. Причем сначала Fresh market остановил торговлю через интернет, а затем стал закрывать свои магазины.

Фото ru.delfi.lt

«Литовские эксперты утверждают, что причиной ухода компании явилась слишком сильная конкуренция на рынке. Торговая сеть появилась в 2013 году, а суммарный объем затраченных инвестиций на открытие 26 торговых точек оценивается в 20 млн долларов», — подчеркивают эксперты.

В тоже время белорусские компании машиностроительного комплекса постепенно увеличивают выпуск своей продукции в Китае.

В 2015 году завершена регистрация второго совместного предприятия по сборке комбайнов с участием «Гомсельмаша»; первое было создано еще в 2009 году. Также в Китае существует совместное предприятие с участием БелАЗа и Минского тракторного завода.