Нацбанк переписал настольную книгу банков

Изменение правил определения токсичных активов приблизит национальную практику к международным стандартам, и теперь у внешних кредиторов будет меньше претензий к белорусской стороне.

Основная головная боль белорусских банков сегодня — проблемные активы, доля которых продолжает расти. Нюанс заключается в том, что национальные стандартные определения токсичных активов отличаются от международных, что может искажать финансовое состояние банков. Поэтому, по информации БелаПАН, Нацбанк решил переписать инструкцию о формировании резервов, которую банки считают своей настольной книгой.

Национальный банк
Национальный банк

 

Токсичные активы: практика их обнаружения меняется

На 1 мая проблемные активы белорусских банков составляли почти 5,5 млрд рублей, а резервы по ним банки сформировали только на 42%, что вызывает непонимание в том числе у агентств, которые рейтингуют белорусские банки.

С точки зрения рейтинговых агентств резервы (создаются за счет прибыли) на покрытие возможных убытков у белорусских банков должны быть сформированы минимум на 80%.

Нюанс заключается в том, что белорусская практика отнесения активов к проблемным отличается от международной. Например, согласно международным стандартам, проблемным считается тот кредит, по которому клиент (предприятие) не платит более 90 дней. В то же время по белорусскому законодательству кредит, по которому клиент даже исправно платит, может быть отнесен к проблемному уже на основании возникновения признаков финансовой неустойчивости заемщика.

Другая история — случаи, когда белорусские стандарты определения токсичных активов более мягкие по сравнению с международными.

К слову, МВФ рекомендует Беларуси относить к проблемным реструктуризированные кредиты. По международным стандартам считается, что если кредитор (банк) идет на уступки заемщику в связи с ухудшением финансового состояния последнего, то такой кредит должен признаваться проблемным.

«По новым правилам, которые планируется ввести с 2018 года, реструктуризированные кредиты будут относиться не менее чем к четвертой группе риска», — пояснил БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

По нынешним правилам все кредиты в Беларуси разделяются на пять групп риска: к первой относятся стандартные кредиты, без признаков возникновения каких-либо проблем, к пятой группе — фактически невозвратные кредиты, по которым клиент не платит более полугода. При этом к проблемным коммерческие банки Беларуси пока относят активы третьей, четвертой и пятой групп риска, и по ним банки за счет прибыли делают самые большие отчисления в резервы на покрытие возможных убытков.

В июне, по информации БелаПАН, Нацбанк направил коммерческим банкам проект новой инструкции о формировании резервов, согласно которой все проблемные активы будут разделяться не на пять, как теперь, а на шесть групп риска. В случае ее принятия с 2018 года проблемными, как и за рубежом, в Беларуси будут считаться только те кредиты, по которым клиент не платит более 90 дней.

В течение ближайшей недели белорусские банки должны оценить эффект влияния новой инструкции и представить свои расчеты в Нацбанк.

Как повлияет новая инструкция на банковскую систему, вырастет или уменьшится доля проблемных активов в банковской системе?

На уровне отдельных банков эффект очевидно может быть заметным, хотя топ-менеджеры пока не готовы оценить его в цифрах. Однако грубые расчеты участников финансового рынка показывают, что из-за вступления в силу новой инструкции в 2018 году доля проблемных активов (на 1 мая — 14,7%) не должна существенно изменится.

«По части кредитной задолженности (с просрочкой менее 90 дней) уровень резервирования снизится, а по реструктуризированной кредитной задолженности резервы создавать придется, поэтому эффект на банковскую систему в связи с вступлением новой инструкции будет относительно нейтральным», — предположил в беседе с корреспондентом БелаПАН эксперт в финансовых кругах.

Изменение правил определения токсичных активов приблизит национальную практику к международным стандартам, и теперь у кредиторов (того же МВФ) будет меньше претензий к белорусской стороне на этот счет. Кстати, Нацбанк на этой неделе принял решение и золотовалютные резервы рассчитывать только по международным стандартам, что указывает на явное желание регулятора отходить от «самописных» правил.

 

Судьба проблемных активов остается туманной

Если в вопросе классификации проблемных активов просматривается движение вперед, то сокращение их количества — перспектива пока неопределенная. Вопрос о том, что делать с проблемными активами банков, остается дискуссионным. В ближайшее время, кстати, он будет рассматриваться на заседании межведомственной комиссии в Администрации президента.

Участники рынка говорят, что государство предлагает им на величину проблемной задолженности купить акции проблемных заемщиков.

«Если банк видит, что нынешний менеджмент не в состоянии эффективно управлять проблемным предприятием, он может обменять проблемный кредит на акции, поменять менеджмент, поднять предприятие с колен, а потом продать акции предприятия и тем самым вернуть кредит», — объяснил БелаПАН представитель одного из банков схему решения проблемных долгов, которую предлагает рассмотреть государство.

Однако коммерческие банки в таких схемах не горят желанием участвовать, поскольку видят много рисков. В частности, если проблемным заемщиком выступают госпредприятия, то за их судьбу (используя инструменты субсидиарной ответственности) государство в любой момент может сполна спросить с акционеров.

По мнению белорусских экономистов, входить в акционерный капитал проблемных заемщиков банки должны лишь в исключительных случаях и только по доброй воле.

«Если банк сам этого хочет и видит реальные шансы того, как через вхождение в собственность можно вернуть невозвратный кредит, тогда эта схема может в редких случаях иметь право на существование», — полагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

В частности, полагает экономист, вхождение банка в акционерный капитал заемщика допустимо в тех случаях, когда актив стал проблемным из-за ухудшения рыночной конъюнктуры.

«Если девелоперский проект, например, стал генерировать в текущем периоде убытки, но в течение 3-4 лет банк реально видит, как вывести его на прибыль и выгодно потом продать, тогда вхождение в акционерный капитал может быть оправдано», — считает Дмитрий Крук.

Аналитики финансового рынка констатируют, что предложения к банкам купить акции проблемных заемщиков поступают.

«Прецеденты, когда проблемные заемщики предлагают банкам свои акции, существуют. Но банки зачастую не хотят их покупать, поскольку из-за неразвитости фондового рынка Беларуси, низкой ликвидности ценных бумаг существуют сложности с их последующей продажей», — рассказал БелаПАН финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Поэтому, считают белорусские экономисты, факты покупки банками акций проблемных заемщиков вряд ли станут многочисленными.

Наблюдатели констатируют, что основной вклад в рост проблемной задолженности банков внесли госпредприятий, и именно от реформирования реального сектора экономики в первую очередь зависит состояние качества банковских активов.

«Рост проблемных портфелей банков отражает неэффективность госсектора, неэффективное освоение ранее взятых кредитов. К росту необслуживаемых кредитов привели отнюдь не высокие процентные ставки — тем более, для госсектора они всегда были ниже рынка. Поэтому именно в отсутствии эффективности госсектора нужно искать корень тех проблем, с которыми столкнулись сегодня банки», — резюмировал Александр Муха.


  • Валера Дед
    Ну если Муха.