Новый президент Польши пообещал через год уйти в отставку, если не выполнит обещаний

И вообще, как утверждают политтехнологи, с 43-летним консерватором Анджеем Дудой скучно не будет…

Хотя официальные итоги прошедшего 24 мая второго тура президентских выборов станут известны к концу дня 25 мая, уже можно с уверенностью сказать — большинство голосов избирателей набрал кандидат главной оппозиционной партии «Право и справедливость» Анджей Дуда — 53%. Действующий президент Польши Бронислав Коморовски, по предварительным данным, получил 47%.

Кстати, Коморовски первым поздравил своего оппонента с победой — можете представить себе такое в белорусских реалиях? Действующий президент признал свое поражение и пожелал победителю быть успешным президентом.

«Я уважаю выбор польских граждан и благодарю тех, кто поддержал меня. Не удалось на этот раз. Так решили граждане свободной демократической Польши», — цитирует Коморовского Reuters.

В свою очередь Дуда, который вступит в должность и возглавит Польшу 6 августа, когда истечет срок полномочий Коморовского, пообещал, что двери Президентского дворца будут всегда открыты для граждан страны. По его словам, каждый желающий сможет обратиться к нему с общественной инициативой, а он будет делать все необходимое для укрепления польской демократии.

Кто же такой новый глава польского государства?

Анджей Дуда родился 16 мая 1972 года в профессорской семье в Кракове. Его отец — профессор технических наук, мать — профессор химии. В детстве был участником движения харцеров (польские скауты), увлекался чтением. 1989 год («Солидарность», первые демократические выборы в Польше) запомнил как «исключительное время, дающее надежду на изменение судьбы поляков».

Окончил юридический факультет Ягеллонского университета, после чего остался здесь преподавать, защитил кандидатскую диссертацию. Еще будучи студентом, женился на дочери известного польского поэта и литературного критика Юлиана Корнхаусера Агате. Супруга политика — преподаватель немецкого языка. Их дочь зовут Кинга.


С дочерью Кингой и супругой Агатой.  

В январе 2005 года Дуда получил степень доктора права. В этом же году открыл собственную юридическую фирму.

В 2005 году был экспертом по законодательству парламентского клуба партии «Право и справедливость».

С 2006 года по 2007 год — заместитель министра юстиции Польши.

В 2008-2010 годах занимал должность заместителя госсекретаря в администрации президента Леха Качиньского.

В 2010 году был депутатом городского совета Кракова.

В 2011-2014 годах — член сейма от партии «Право и справедливость».

С мая 2014 года — депутат Европейского парламента (фракция «Европейские консерваторы и реформисты»).

6 декабря 2014 года политическая партия «Право и справедливость» утвердила Анджея Дуду кандидатом на выборах в президенты Польши.

10 мая 2015 года в первом туре президентских выборов, по данным государственной избирательной комиссии, Дуда занял лидирующее место, набрав 34,76% голосов.

Владеет английским языком, любит горнолыжный спорт.

Чем покорил Дуда сердца избирателей?



Вот положения его предвыборной программы:

— Семейные ценности, патриотизм и чувство национального единства.

— 500 злотых (125 евро) за каждого следующего ребенка.

— Бесплатные детские сады и здравоохранение.

— Понижение пенсионного возраста (при Брониславе Коморовском пенсионный возраст был увеличен до 67 лет).

— Отказ от введения в Польше евровалюты.

Анджей Дуда о России и российско-украинском конфликте:

«Мне кажется, что сегодняшняя Россия с демократией не имеет ничего общего. Этому свидетельство — ежедневные нарушения российской конституции. Но это проблема действий России не только во внутренней сфере, но и во внешней политике. Это первое европейское государство, которое совершило военное вмешательство в дела другого независимого европейского государства, отобрав часть его территории».

«С огромным беспокойством я воспринимаю мнение о том, что с Россией следует договариваться любой ценой. Я подчеркиваю — нет таких экономических интересов, которые послужили бы причиной того, что мы, честные люди, продадим Украину».

«Переговоры с РФ, касающиеся Украины, в которых участвует не весь Евросоюз, а только Франция и Германия, напоминают мне не нормандский, а «ялтинский» формат».

«Сейчас нельзя соглашаться с тем, чтобы Россия проглатывала Украину по кусочкам. Мы несем ответственность за интеграцию европейских государств и целостность границ. Остановка этого процесса станет успехом Европы. Согласие на гнилой компромисс будет ее поражением».

Изменится ли политика Польши по отношению к Беларуси?

Дуда принадлежит к новой генерации политиков из консервативной партии «Право и справедливость». Она всегда руководствовалась американскими образцами и видела главного союзника Польши в США. Отсюда и отношение к белорусским властям.

«Традиционно «Право и справедливость» была более принципиальной в белорусском вопросе. Это не случайность, что проект «Белсат» возник тогда, когда в правительстве руководили люди ПиС. Эта партия всегда более принципиально выступала за санкции против Лукашенко, проводила жесткую политику», ― поделился с «Еврорадио» эксперт Михаил Потоцкий.

Он добавляет при этом, что Анджей Дуда все же не такой радикальный, как лидер ПиС Ярослав Качиньски. «Дуда более добродушный и мягкий, его стиль подобен стилю бывшего президента и брата Ярослава — Леха Качиньского. Хотя, конечно, это все же ПиС», ― говорит Потоцкий.

Политолог Валерий Карбалевич в комментарии для БелаПАН отметил, что, во-первых, внешняя политика стран Евросоюза в значительной степени определяется Брюсселем. «Коридор возможностей для самостоятельной внешней политики у отдельных стран в определенной мере ограничен», — подчеркнул он.

Во-вторых, добавил Карбалевич, в Польше президент «не такой всевластный политик, как в Беларуси». «Там есть система сдерживания и противовесов в виде парламента, общественного мнения, средств массовой информации. Это еще один ограничитель, который будет влиять на позицию президента во внешней политике вообще и на отношения с Беларусью в частности», — сказал политолог.

Он не ожидает серьезных перемен в отношениях двух стран еще и потому, что сейчас эти отношения «вступили в стадию нормализации, как и отношения Беларуси с ЕС». «Конфронтационный период, кажется, прошел. Происходит достаточно интенсивный обмен визитами», — констатировал Карбалевич.

Не прогнозирует изменений в белорусско-польских отношениях и политолог Алесь Логвинец, заместитель председателя движения «За Свободу». «В Польше есть консенсус относительно восточной политики», — отметил он.

В то же время он не исключает, что тон нового президента «относительно России и природы политического режима в Беларуси может стать более резким и критическим».

Логвинец обратил внимание на то, что партия «Право и справедливость», которую представляет Дуда, имеет свое видение ситуации в Беларуси.

«Когда эта партия была при власти, она многое сделала для развития польского-белорусских отношений, в частности для поддержки белорусского гражданского сообщества. Именно тогда было принято решение о создании «Белсата», создана стипендиальная программа имени Калиновского. Можно сказать, у гражданского сообщества Беларуси есть ожидания, что Польша станет ключевым игроком в деле создания белорусского национального университета», — предположил аналитик.

Как отмечает на портале «Новое время» политтехнолог Тарас Березовец, польскую политику ждет интересное время.

«Победа Дуды — это важный сигнал, что популизм может быть востребован даже при стабильно растущей экономике и успешной евроинтеграции, — пишет он. — Для Украины этот результат мало что меняет в политике Польши. Как соратник погибшего Леха Качиньского, Дуда просто обязан будет вести жесткую антироссийскую политику и еще больше опираться на поддержку США. В политике ЕС Дуда задекларировал негативное отношение к лидерству Германии и пообещал бросить ему вызов. В ходе кампании он также не исключил возможности прямой военной помощи Украине. Одним словом, польскую политику ждет интересное время, так как помимо прочего Дуда пообещал уйти в отставку через год, если не выполнит предвыборных обещаний. Скучно не будет».

 


  • Обещание выплонимое - он же не на рельсы лечь пообещал.