«Славянский базар» умирает?
О том, что «Славянка» уже не та, что интерес к ней затухает, за несколько дней в Витебске я слышу уже не в первый раз...
«Вы знаете, «Славянкий базар» умирает. Медленно, но верно. И программа неинтересная какая-то стала — всё одно и тоже, одни и те же лица, ничего нового. Да и людей в этом году мало. С прошлыми годами не сравнить! Такие толпы ходили, не пробиться, а сейчас…», — разоткровенничалась работница гостиницы «Витебск», у которой я уточняла, как пройти в отдел культуры витебского горисполкома.
О том, что «Славянка» уже не та, что интерес к ней затухает, за несколько дней в Витебске я слышу уже не в первый раз. И кто лучше «аборигенов», которые этим фестивалем и с него в буквальном смысле слова живут, ответит на вопрос, так ли это на самом деле и почему?
Ухудшилось настроение
«Да, мы это чувствуем, — рассказывает мне Антонина Конченкова, замдиректора по общественному питанию гостиницы «Витебск», отвечая на вопрос, правда ли, что людей в этом году в городе куда меньше. — Раньше в нашем ресторане кушали не только наши гости, но и витебчане. А сейчас проживающие в гостинице тут только завтракают. А обедают и ужинают часто где-то в городе. Очень выросла конкуренция: повсюду палатки с едой, трактиры и так далее».
«В городе в эти фестивальные дни людей тоже поубавилось. В предыдущие годы было значительно больше, — констатирует Антонина Михайловна. — Правда, я не так часто выхожу в город из-за работы, но когда я была в центре, мне показалось, что людей стало меньше. Почему так?.. Может быть, потому, что раньше очень много людей приезжало с районов? Сейчас не знаю, как с этим. Да и настроение у людей стало не очень».
Пугаются цен
Главную пешеходную улицу Витебска — Суворова — делят продавцы всем на свете с художниками. Захожу в «Кніжны ля Ратушы». Со мной общается директор магазина Елена Тринацкая.
«В предыдущие годы люди были значительно активнее. Сейчас, наверное, цены пугают, — говорит Елена Владимировна. — Раньше в период «Славянского базара» покупали куда больше литературы, чем сейчас. Сувениры, магнитики, открытки покупают, конечно, но теперь их можно купить и в палатках на улице — возросла конкуренция. Книги тоже покупают. В основном, не белорусы, а приезжие. Им наши цены нравятся. (смеется) Неплохо берут книги и илюстрированные альбомы по краеведению, книги о Витебске часто спрашивают, издания про Шагала и других витебских художников неплохо расходятся. Вот эта полка популярностью пользуется в период фестиваля.
А сувениры, которые покупают гости фестиваля на память, я вам сейчас покажу. Вот, смотрите, кружки, тарелки с нашим амфитеатром и гербом города. Магниты вот такие интересные очень неплохо расходятся…».
«Во время рабочего дня я особо в город не выхожу. Но когда вечером возвращаюсь домой, заметила, что людей стало меньше. Здесь у нас по улице ходят, конечно, но толпы нет. В прошлые годы все было сконцентрировано здесь, — пытается найти объяснение уменьшению количества гостей «Славянки» директор книжного, — а сейчас город мастеров вынесли за реку, к театру имени Якуба Колоса, разбив людей на два потока».
Уже собираясь прощаться, Елена Владимировна вспоминает, что гости города, приехавшие на фестиваль, неплохо покупают «Страну Беларусь» Владимира Орлова и Дмитрия Герасимовича.
«Наши на белорусском языке покупают, а иностранцы по-русски берут. Английский вариант пока ни один не продался. Вот эту книгу не покупают (достает с полки «Золотые правила народной культуры»). А жалко, очень хорошая книга».
Выхожу из магазина и отправляюсь на улицу Ленина. Мне нужны ресторанчики и кафе. Захожу в бар «Двинский бровар», который первым привлек мое внимание. В просторном зале бара — ни души.
«Вам не удастся у нас ни с кем пообщаться. Из администрации нет никого, а я ничего не знаю, занимаюсь другими вещами», — говорит мне скучаящая девушка-бармен.
Устали от однообразия
Перехожу улицу, оказываясь на Советской. Передо мной — мини-кафе «Хабиби». Хозяйка заведения Татьяна Шалха встречает меня с радушной улыбкой, соглашаясь ответить на все мои вопросы.
«Наше кафе относительно молодое, мы работаем второй год, — рассказывает Татьяна. — Конечно, во время фестиваля посетителей значительно больше, нежели в другие дни. В этом году людей у нас больше, чем в предыдущем. Думаю, дело в том, что мы молодое кафе, в прошлом году о нас просто мало кто знал. Среди посетителей и белорусы, и иностранцы. Русских очень много».
«Я вообще считаю, что с каждым годом на «Славянский базар» приезжает все меньше и меньше людей. Динамика в минус, — делится Татьяна. — Думаю, дело в том, что и гости, и горожане от этого фестиваля просто устали. Нужно добавить какие-то интересные, свежие идеи в сам фестиваль, чтобы он не был похож на себя из года в год: все одно и то же.
Я, например, с семьей обязательно сходила бы на выставку каких-то редких экзотических животных или на выставку коллекций мадам Тюссо. Было бы хорошо, если бы организаторы думали о разносторонних интересах публики во время проведения «Славянского базара». Нужно шире мыслить, не замыкаться в уже опробованных мероприятиях. Они наскучили, на них мало кто ходит.
Если говорить о ценовой политике фестиваля, то далеко не каждый может себе позволить всей семьей сходить на концерт, потратив почти всю месячную зарплату. Тем более, что из года в год с концертами приезжают практически одни и те же артисты. Витебчанам это уже набило оскомину. Почему бы не сделать интересные мероприятия, которые будут или недорогими или бесплатными? Например, запуск воздушных змеев, танцевальный флеш-моб? Идей же море просто!».
Когда я собираюсь сделать снимок гостеприимной хозяйки кафе, приходит ее муж Исмаил. Фотографирую их вместе.
«Попейте кофе!» — окликает меня Исмаил, когда я уже направляюсь к двери. «Сядьте, отдохните!» — не принимает отказа хозяин. Признаюсь честно: это был самый вкусный кофе в моей жизни.
Неужели всё так печально, и я не услышу ни одного бодрого голоса, который скажет мне: «Да нормально всё, фестиваль живее всех живых!». С такими мыслями толкаю дверь гостиницы «Эридан» на Советской. Администратор Татьяна Макаревич работает в гостинице уже двадцать лет.
«Гостей фестиваля всегда было много и в этом году много, — говорит Татьяна. — Номеров свободных у нас нет, и не будет до 17 июля, пока не пройдут все дополнительные концерты уже после закрытия «Славянского базара». У нас живут в основном те, кого заселяет к нам дирекция фестиваля».
Администратор «Эридана» считает, что в этом году, как и в предыдущие годы, поклонников фестиваля много, их ряды не рядеют.
Обсудим?