Беларусь сворачивает растворительный бизнес
«Увязывать устойчивость всей экономики от такого рода сомнительных схем недопустимо»…
Объемы бизнеса, который обеспечил положительное сальдо торгового баланса Беларуси, уменьшаются. В июле, по информации интернет-газеты Naviny.by, экспортные поставки растворителей и разбавителей упали до самого низкого в этом году уровня. Помимо этого в июле также до минимальной отметки снизился и профицит торгового баланса.
Последствия приезда Медведева в Минск
Снижение экспорта растворителей и разбавителей эксперты объясняют тем, что российские компании стали отказываться от поставок в Беларусь нафты – сырья для производства растворителей и разбавителей.
Напомним, что 18 июля в Минск приезжал российский премьер-министр Дмитрий Медведев, который сообщил, что будет проведено расследование ситуации вокруг растворительно-разбавительного бизнеса Беларуси.
В случае, добавил он, если будут выявлены нарушения, то лица, допустившие их, «должны будут понести ответственность, а экономические интересы должны быть восстановлены».
Через считанные дни после этого заявления в разных источниках появилась информация, что российские компании (в третьей декаде июля) перестали поставлять в Беларусь нафту – сырье для производства белорусских растворителей и разбавителей.
Как результат, в июле, по информации интернет-газеты Naviny.by, экспортные поставки растворителей и разбавителей уменьшились по сравнению с июньскими почти на 20%! А если брать по сравнению с маем, в котором поднялась шумиха вокруг этой темы, поставки и вовсе сократились почти на треть.
В августе картина для Беларуси позитивнее не стала. «Российские компании, которые ранее поставляли в вашу страну крупные объемы нафты, в августе продавали это сырье, минуя Беларусь», -- рассказал Naviny.by информированный московский эксперт. Поведение трейдеров он объяснил реакцией российских поставщиков на июльское заявление Медведева. Таким образом, можно предполагать, что растворительно-разбавительный бизнес Беларуси из-за сырьевых проблем будет идти на убыль.
В Москве многие считают, что Беларусь кратно в 2012 году увеличила экспорт растворителей и разбавителей, чтобы под их видом поставлять на внешние рынки нефтепродукты и не уплачивать при этом пошлину в российский бюджет. Доказательства, что это не так, официальные лица Беларуси до сих пор не смогли представить общественности.
Эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов считает закономерным тот факт, что объемы растворительно-разбавительного бизнеса Беларуси снижаются.
«Увязывать устойчивость всей экономики от такого рода сомнительных схем недопустимо. Если белорусское правительство считало, что этот бизнес будет существовать длительное время, можно только удивляться таким взглядам», -- подчеркивает Сергей Агибалов.
Угроза для профицита
Показательно, что наряду со снижением поставок растворителей и разбавителей в июле существенно уменьшился профицит внешней торговли товарами. Если в июне он составил 322,5 млн. долларов, то в июле только 156,2 млн. долларов.
Произошедшие изменения закономерны. В январе-июле профицит внешней торговли товарами составил 2 млрд. 13,8 млн. долларов. При этом экспорт растворителей и разбавителей внес решающий вклад в формирование положительного сальдо торгового баланса Беларуси. В январе-июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспортные поставки растворителей и разбавителей увеличились на 2,17 млрд. долларов.
Соответственно, сворачивание растворительно-разбавительного бизнеса будет неизбежно вести к снижению профицита внешней торговли. О чем, кстати, красноречиво свидетельствует август.
Однако главная проблема в другом: этот год наглядно показывает, что драйверами белорусского экспорта является узкая группа товаров, имеющая нефтяную природу.
К слову: в январе-июле прирост белорусского экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 6,4 млрд. долларов, при этом три товарные позиции (нефтепродукты, растворители и разбавители, смазочные материалы) обеспечили более 90% прироста экспорта. Вклад остальных товаров в прирост белорусского экспорта составил в январе-июле менее 8%.
Таким образом, возможности отечественной экономики генерировать более высокие поступления валютной выручки на основе увеличения экспорта промышленных товаров весьма ограничены. И это достаточно тревожно, поскольку в случае полного сворачивания растворительно-разбавительного бизнеса удержать сальдо торгового баланса в положительной области будет сложно. И это может стать большой проблемой. Если в 2013-м платить за импорт мы будем больше, чем получать от экспорта, погашать долг (более $3 млрд.) перед внешними кредиторами будет, мягко говоря, некомфортно.
Обсудим?