Избирательный бюллетень: Лукашенко и Короткевич вне конкуренции
Даже в плане формального плюрализма, набора действующих лиц нынешняя кампания выглядит намного более блеклой, чем выборы-2010…
На финише сбора подписей за выдвижение (этот этап закончился 21 августа) круг вероятных кандидатов на президентских выборах в Беларуси сузился до пяти. Из них лишь Татьяна Короткевич, активистка кампании «Говори правду», может считаться оппозиционеркой. Да и та подверглась остракизму со стороны менее удачливых или принципиально бойкотирующих эту кампанию оппозиционных персон и структур.
Фото ctv.by
Таким образом, даже в плане хотя бы формального плюрализма, набора действующих лиц нынешняя кампания выглядит намного более блеклой, чем выборы-2010 с парадом кандидатов, которых пресса называла демократическими. С одной стороны, оппозиция ослабела (да и украинские события подорвали ее идеологическую платформу), с другой — власть решила не давать «пятой колонне» много воли.
На самом же деле оппозиция представляет собой много маленьких колонн, которые конфликтуют между собой яростнее, чем с режимом.
Оппозиционеры снова выясняют, кто настоящий, а кто нет
«Если Короткевич продолжит участие в выборах и ее зарегистрируют кандидатом в президенты, это будет свидетельствовать, что ее команда пошла на сделку с властями», — заявил на пресс-конференции в Минске 21 августа лидер партии «Справедливый мир» Сергей Калякин, убежденный, что никто из оппозиционеров не собрал ста тысяч подписей.
«В случае если команда Короткевич пойдет на сделку с совестью и властью, мы не будем больше рассматривать кампанию «Говори правду» как демократическую организацию и прекратим с ними всякие политические контакты», — добавил Калякин.
Сам он, как и председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, признал, что не смог собрать сто тысяч подписей для регистрации.
Пикантность ситуации в том, что и Калякина с соратниками далеко не все противники режима почитают за настоящих демократов: мол, хоть и сменили вывеску коммунисты, но прежним душком все равно веет.
Кроме того, сторонники бойкота (а их ныне среди оппонентов власти особенно много) ранее объявили игроками по сценарию режима и самого Калякина, и Лебедько — за одно то, что те (независимо от мотивации и лозунгов) ввязались в «выборы-дурыборы» и таким образом-де легитимируют пролонгацию полномочий Александра Лукашенко.
Ну, легитимируют или нет — вопрос спорный (похоже, сегодняшняя оппозиция на это априори практически не влияет). Однако фиаско со сбором подписей явно дискредитирует эти две партии и оппозицию в целом. Пропаганда получила повод потирать руки: ну вот, видите, эти маргиналы не имеют даже минимальной поддержки народа!
Правда, сторонники бойкота выглядят еще большими маргиналами, но это слабое утешение. Короче, бросаться комьями грязи друг в друга, когда по большому счету все в галоше, — последнее дело.
Тем не менее, мы видим внутри оппозиции новый виток раздрая, она опять предается излюбленному занятию — изобличать изменников, марионеток режима в своих рядах, выяснять, кто настоящий, а кто нет.
И никто не признаёт, что все хороши — не смогли консолидироваться на базе общей стратегии (пусть себе и стратегии бойкота), провалили проект единого кандидата. Этот сценарий не обещал победы, но давал шанс побороться.
Однако был избран наихудший вариант — кто в лес, а кто по дрова. И авторитарный режим, который в принципе является хозяином положения, получил идеальную возможность моделировать эту кампанию как ему удобнее.
В этом плане все оппозиционеры так или иначе подыграли властям. Не хотели избирать из своей среды единого кандидата — Короткевич станет единственным абсолютно независимо от того, любите вы ее или презираете.
Бюллетень сформируют по политическим мотивам
Впрочем, эти бури в стакане интересны лишь узкому кругу политизированной публики. Печальнее иное — деградирует не только традиционная оппозиция, но и страна в целом.
Экономика падает, а политическая система выглядит все примитивнее. Народ придавлен не столько страхом, сколько фатализмом. Сегодня белорусы уже не ожидают роста зарплат, многие готовы принимать бессменную власть только за то, что нет войны, как на Украине.
«Этап сбора подписей показал — общество аполитично, выборы ему малоинтересны», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. По его словам, «все игроки понимают, что это выборы понарошку».
Теперь власти будут принимать решение о регистрации претендентов исходя не из реального количества собранных подписей, а из политической целесообразности, считает аналитик. Он прогнозирует, что в бюллетене для голосования наверняка окажутся Лукашенко и Короткевич. Насчет троих остальных возможны варианты.
Напомню, что о сборе ста тысяч подписей также отрапортовали инициативные группы лидера Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича, экономиста Виктора Терещенко и верховного атамана РОО «Белорусское казачество» Николая Улаховича.
Эти фигуры вряд ли можно преподнести обществу и Западу как настоящих противников действующего президента. Между тем хоть кто-то из оппозиции — для витрины — по логике властей, наверное, должен в бюллетене быть.
Деградация системы продолжится
Однако, как видим, Короткевич и «Говори правду» могут оказаться изгоями в самом оппозиционном лагере. Их запишут (а кто-то уже записал) в спарринг-партнеры режима, как и Гайдукевича. Мол, их программа мирных перемен — это по сути коллаборационизм, так диктатуру не свалишь.
Вопрос, однако, в том, могут ли что-то сделать с режимом более радикальные оппозиционеры. Похоже, они так же беззубы и отличаются лишь степенью вербальной агрессии.
В конце концов, выборами жизнь не ограничивается. Вы их не считаете выборами — что ж, действуйте, боритесь в ином формате. Иначе вы уже не оппозиция, а просто диссиденты. Тогда не претендуйте на то, что олицетворяете политическую альтернативу.
«Накапливаются экономические проблемы, но оппозиционные структуры не могут сыграть на этой ситуации», — отметил в комментарии для Naviny.by директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман.
По его словам, авторитарный режим на то и авторитарный, чтобы выдавливать противников, но «никто не мешал оппозиции заниматься по крайней мере выработкой интеллектуальной альтернативы».
Однако «оппозиция не стремилась превзойти саму себя», и на сегодня сильных лозунгов, убедительной концептуальной базы у структурированных оппонентов власти нет, как нет и больших надежд, что ситуация изменится в обозримом будущем, полагает собеседник Naviny.by.
Таким образом, Лукашенко близок к пирровой победе над бледной обоймой условных конкурентов на фоне падающей экономики.
Белорусская перспектива зависит от степени этого падения и ресурса долготерпения народа, с которым бессменному президенту страшно повезло.
Да, можно винить оппозицию во многих грехах и ошибках, но в принципе любой народ имеет не только то правительство, но и ту оппозицию, которую заслуживает. И нелепо сетовать, что она такая хилая, имитационная, когда сам сидишь как мышь под веником.
Обсудим?