Наталия Лещенко. ПИАР. Занимательная методология имиджа Беларуси
Налицо парадокс: блюстители политических нравов, белорусской демократии и чистоты государственного бюджета на самом деле всеми силами пытаются предотвратить сближение Беларуси и Европы...
Наталия Лещенко. Доктор политических наук Лондонской школы экономики. Сотрудник Института государственных идеологий (ИНСТИД). Эксперт по Беларуси, автор множества академических и медиа-публикаций. Консультант ряда дипломатических учреждений по вопросам белорусской политики. |
Месяц назад ИНСТИД выступил с предложениями по улучшению имиджа Беларуси на Западе. Предложения были весьма безобидными: мы назвали пути и способы сближения белорусов и европейцев и призвали к тщательной работе над национальным вопросом в стране – с привлечением широкого круга экспертов.
К нашему удивлению, реакция общественности была сродни разорвавшейся бомбе. Сложившаяся полемика обернулась для нас любопытным социальным экспериментом. Результат его показал, что антагонизм в белорусском обществе зашкаливает, а политика до сих пор ведется категориями «холодной войны».
Участвовали все: от белорусских, российских и европейских СМИ и завсегдатаев интернет-форумов до именитого кремлевского политолога. Первое, чем поражает их реакция – своим неглубоким содержанием. Прессу больше всего взволновал вопрос наличия у Института контракта с правительством и его цены. Интернет-форумы пузырились и брызгали ядом реплик об отмывании бюджетных средств. Нас, экспертов, заявляющих о своей объективности и независимости, практически все первым делом заподозрили в ангажированности: Кремлем ли, ЦРУ или официальным Минском. Почему-то нашу цель продвигать страну неизменно интерпретировали как «пиарить Лукашенко». Кто-то даже окрестил нас «сатрапами кровавого режима».
Однако быстро стало ясно, что клеймит ИНСТИД не белорусское общество как таковое, а малая группа людей, которые намеренно тратят деньги и время, чтобы лить грязь на форумах и запускать дурно пахнущие слухи в весьма уважаемых СМИ. Видимо, бренд «последней диктатуры Европы» дает кому-то смысл и средства к существованию, и они готовы самозабвенно защищать его неприкосновенность.
Примечательно, что вся критика ИНСТИД до сих пор сводилась к пересудам о «славянском следе», названии Института и происхождении его экспертов. Институт секрета из своих контактов не делает – вместо измышлений можно позвонить и получить информацию из первых рук. Кроме того, мы уже сейчас делимся своими идеями и наработками, не заботясь, будут ли они когда-либо оплачены, чтобы начать дискуссию по существу. Однако до сих пор критики не сделали ни одного комментария по самой сути предложений ИНСТИД. Возможно, оппоненты не могут вести дискуссию на профессиональном уровне. А может, они боятся, что интеграция Беларуси в Европу оставит их без куска хлеба.
Налицо парадокс: блюстители политических нравов, белорусской демократии и чистоты государственного бюджета на самом деле всеми силами пытаются предотвратить сближение Беларуси и Европы. Понятно: им война приносит больше денег, чем мир. Для таких людей наличие конфликта становится жизненно необходимым. Им выгодно делить мир на «своих» и «чужих», выделять «плохих» и бороться с ними. Где будут они, если президент станет «хорошим», а страна – благополучной? Изоляция Беларуси, создание из нее образа отступника на Западе имеет финансовый смысл – для тех, кто этот образ старательно поддерживает.
Однако эта позиция маргинальна. Те, кто кричат об обмане народа и тычут пальцем в его врагов, сами же лишают этот народ права полноправно «людзьмi звацца» не только дома, но и в Европе. Они не решат вопрос унизительных для белорусов очередей за Шенгенской визой. Они не помогут поднять приток экспортных доходов и привлечь в страну туристов и капитал. Они не дадут белорусам новые поводы гордиться собой и своей страной. Они лишь продолжат изолировать Беларусь от Европы.
ИНСТИД не претендует на право представлять белорусский народ. Мы не народные мстители. Мы независимые эксперты, к тому же дышащие либеральным воздухом британской столицы. Однако мы болеем за Беларусь и желаем ее большего взаимодействия с Европой. Мы знаем не понаслышке, что монополии на правду давно уже нет и быть не может, а методы «холодной войны», используемые противниками перемен, – вчерашний день. Мы – за другие методы.
Сегодня гораздо дальновиднее не воевать, а договариваться. Любого можно представить врагом и жить в атмосфере тотального недоверия, а можно – потенциальным партнером и строить с ним конструктивные отношения. Идея ИНСТИД – не создавать противоречия, а разрешать их мирными способами. За каждой ролевой фигурой и политическим образом – президента ли, оппозиционера ли – мы видим реальных, живых людей. Между ними всегда можно найти и развить точки для взаимодействия.
Может ли белорусская политика работать по таким принципам? Будущее покажет: мы продолжаем наше дело. При этом мы ни с кем не боремся и никому ничего не навязываем. Мы призываем к обмену мнениями и сотрудничеству, – чтобы в дальнейшем инициативы развития, интеграции и взаимодействия стали нормальными для белорусской политики, а не вызывали панику, как это сделали наши предложения.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?