Лев Марголин. ТАЛАКА. Для реформ нужны не деньги, а политическая воля
Выступая с нашей программы «Миллион новых рабочих мест» в редакциях региональной прессы, на сайтах и просто на встречах со сторонниками перемен, снова и снова приходится...
Лев Марголин. Родился в 1952 году в Бобруйске, детство прошло на Витебщине, в деревне, отец был председателем колхоза. Теперь уже почти 50 лет живет в Борисове. Специальности две: немецкий и английский языки и экономика промышленности. В экономике более 30 лет — прошел путь от рядового экономиста до финансового директора совместного предприятия «Борифорг» (1988-1993), затем — директор частной фирмы (1993-2002). В настоящее время — индивидуальный предприниматель, занимается ведением бухгалтерского учета и консультированием малого бизнеса. Публикуется в республиканской и местной печати на экономические и политические темы. Член Белорусской ассоциации журналистов. С 2001 года — член Объединенной гражданской партии, с 2008-го — заместитель председателя ОГП. Женат, двое детей и трое внуков. |
Выступая с нашей программы «Миллион новых рабочих мест» в редакциях региональной прессы, на сайтах и просто на встречах со сторонниками перемен, снова и снова приходится отвечать на вопрос:
Откуда вы возьмете деньги на реформы?
Мне уже приходилось писать на эту тему, но раз вопрос остается – значит, наша позиция недостаточно ясна. Так вот: для реформ нужны не деньги, а политическая воля.
Не нужно никаких денег для реального разделения ветвей власти на законодательную исполнительную и судебную. Для этого нужно либо вернуть Конституцию 1994 года, либо внести изменения в действующую. Нужно, чтобы свободно избранный парламент конституционным большинством принял стратегию развития на 15-20 лет, и чтобы она не менялась постоянно в угоду чьим бы то ни было конъюнктурным интересам.
Чтобы в стране появилась свободная пресса нужно всего ничего: ликвидировать Министерство информации и отменить все драконовские законы, принятые в этой сфере за последние десятилетия. Это, кстати, будет серьезным подспорьем и для борьбы с коррупцией, что абсолютно необходимо для подготовки к реформам.
Также необходимо сократить органы власти – от правительства до райисполкомов, сократить процентов на 80 количество чиновников. Причем сократить вместе с исполняемыми ими функциями. Значительная часть этих функций просто не нужна, часть можно передать гражданскому обществу, общественным объединениям, часть – коммерциализировать и на конкурсной основе передать частным предприятиям.
Вот, пожалуй, достаточные условия для привлечения инвесторов в экономику Беларуси. Причем инвестиций, как внешних, так и внутренних. Я не хочу здесь вдаваться в подробности, как сделать судебную систему независимой и прозрачной, как сделать честными сами выборы всех уровней – на эту тему есть мировая практика, из которой можно взять лучшее. Не нужно только делать вид, что мы такие самобытные, что вся мировая практика нам не указ. В противном случае можно докатиться до северокорейской идеологии «Чучхе».
Я не хочу сказать, что это всё, что необходимо, для привлечения инвесторов. Необходимого как раз гораздо больше. И прежде всего, нужен четкий свод правил, касательно инвестиций. Краткий, прозрачный, не допускающий различных толкований, чтобы отбить у чиновников разных уровней охоту запускать руку в чужой карман.
Не нужно никаких денег, чтобы убрать все препятствия на пути мелкого бизнеса, прежде всего индивидуальных предпринимателей. Для начала нужно перестать смотреть на них, как на источник поступлений в казну. Главная задача мелкого бизнеса – самозанятость и создание рабочих мест. За это их вообще можно освободить от налогов на какой-то период (не просят денег у государства – и слава Богу!) и уж, во всяком случае, самым широким образом использовать систему годовых патентов. (Я вовсе не считаю, что государство должно бросить мелкий бизнес на произвол судьбы, вовсе нет, его нужно растить и пестовать. Просто речь идет о том, что можно и нужно сделать даже без денег).
Не секрет, что сейчас громадным препятствием на пути развития мелкого предпринимательства становится сертификация, в том числе согласно евразийским техническим регламентам. И дело здесь не только и не столько в торговле. Согласитесь, если предприниматель, который хочет производить табуреты, должен тратить полгода и кучу денег для того, чтобы получить сертификаты, а через три года повторять все по новой – что-то не в порядке в этом государстве.
Тем более что все это – не более чем профанация, способ выколачивания денег для пропитания соответствующих ведомств. А ведь в Европе, в Российской Федерации давно и успешно действует принцип «презумпции соответствия», который означает, что государство в лице уполномоченного органа выпускает стандарт, который описывает все необходимые элементы, обеспечивающие безопасность продукции. Предприятие-изготовитель декларирует, что полностью этот стандарт соблюдает. Все. При этом в случае возникновения проблем у потребителя изготовитель несет всю полноту ответственности – от финансовой до уголовной.
Отмечу, что для большинства товаров и стандарты не нужны, вполне достаточно обыденного восприятия. Никто не купит шатающийся табурет с плохо отшлифованной поверхностью, даже если производитель предъявит десять сертификатов. То же самое касается торговли, где кроме всего прочего, можно без всяких денежных затрат вслед за Россией признать действие на своей территории сертификатов, выданных в экономически развитых странах, и не требовать их подтверждения местными органами.
Есть вещи, которые все же требуют средств, хотя и незначительных. Так жизненно необходимо провести экспертизу убыточных государственных предприятий. Причем не комиссией Совмина, а профессиональными экспертами, способными оценить, поддается ли предприятие оздоровлению и каким образом. Подобная процедура требует средств, но их охотно представляют Всемирный и Европейский банки реконструкции и развития. Технически не сложная вещь для небольшой страны, которой является Беларусь, но она позволит сэкономить триллионы государственных средств, которые, порой совершенно бездумно, вбрасываются в предприятия, не имеющие ни малейшего шанса на выживание.
Никаких средств не нужно для превращения большей части земельных угодий в полноценный товар. Земельный участок за границу не вывезешь, его надлежащее использование легко контролировать. Вовлечение земельных участков в оборот значительно увеличит товарную массу и послужит прекрасным стимулом для привлечения инвестиций в страну. Я здесь сознательно не касаюсь способов приватизации и организации землепользования, поскольку это тема отдельной дискуссии.
Позволю лишь отметить, что перевод всех сельхозпредприятий, независимо от формы собственности, на конкурентную коммерческую основу позволит коренным образом изменить форму дотирования сельхозпроизводства. Дотации есть везде, без них не обойтись. Но переход от дотирования факторов производства к дотированию готовой продукции может кардинально повысить эффективность использования средств. Иными словами, если мы продаем сельхозпредприятию по льготным ценам горючее, удобрения, ядохимикаты, мы зачастую просто закапываем их в землю, создаем условия для коррупции и воровства. Если мы выплачиваем компенсацию за уже выращенные зерно или скот, то каждый потраченный рубль бьет прямо в цель. Могут сказать, что в сельском хозяйстве существуют множество факторов риска – погодных и т.д. Это все так, но это сфера действия совсем других организаций, имя которым страховые компании.
Я уверен, что перечислил далеко не все, что можно сделать для реформирования экономики и в целом жизни в стране без привлечения значительных денежных средств. Думаю, что читатель сможет дополнить мои рассуждения.
Я же могу только еще раз подчеркнуть: для того, чтобы сдвинуть эту махину с места, нужна только политическая воля, то есть другая власть. А чтобы власть поменять, нужна политическая воля народа. И не надо ссылаться на диктатуру. Давайте все вместе соберем два миллиона подписей за претендента на пост президента Анатолия Лебедько, и вы увидите, что ситуация в стране станет качественно абсолютно иной.
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?