Беларусь станет землей под российскими крыльями
С Москвой понятно. Возникает вопрос, зачем это нужно Минску…
К 2015 году в Беларуси появится российская авиабаза. Это заявление министра обороны России Сергея Шойгу стало самым громким моментом его визита в Минск 23 апреля.
Для экспертов, однако, сенсации нет. Москва всерьез озаботилась состоянием белорусской системы ПВО после скандального плюшевого десанта в июле прошлого года, когда шведский легкомоторный самолет безнаказанно совершил издевательский рейд из Литвы под Минск и назад.
Российские истребители — дешево и сердито
При том что белорусские власти любят трубить о своем войске в духе «Красная армия всех сильней», средства ПВО — в основном еще времен СССР, да и парк боевой авиации состоит из советских машин, сильно устаревших и морально, и физически. После того как были выведены из эксплуатации Су-24 и Су-27, белорусские ВВС оказались в критической ситуации.
Некоторое время была популярной версия, что Москва по сходной цене продаст братьям по оружию партию Су-30К, которыми уже попользовались индийцы. Тем более что эти истребители попали в ремонт на завод в Барановичах. Но даже бэушные машины, по прикидкам, влетели бы Минску в копеечку.
А вообще, чтобы восполнить убыль, белорусским ВВС требуется полсотни самолетов, каждый по 30-50 миллионов долларов, прикидывает минский военный аналитик Александр Алесин. «Речь идет о миллиардах долларов, — сказал он в комментарии для Naviny.by. — На такую сумму ни Беларусь купить не может, ни Россия — подарить».
В итоге было найдено, как видим, соломоново решение: здесь появится полк российских истребителей. Кто-то поэтично называет Беларусь землей под белыми крыльями, а для кого-то это лишь стратегический плацдарм. Причем уже в нынешнем году предполагается создать тут авиационную комендатуру и поставить первое дежурное звено боевых истребителей, сообщил Шойгу. А вообще лиха беда начало.
Конечно, в НАТО вряд ли сочтут такое решение соломоновым. Но могут лишь поморщиться: нарушения международных договоренностей нет.
Пилюля для американцев и поляков
В принципе, Москва как раз и хочет угостить Североатлантический альянс горькой пилюлей.
По мнению Алесина, громкое заявление главы российского оборонного ведомства в Минске не случайно совпало с заседанием Совета Россия — НАТО на уровне министров иностранных дел в Брюсселе. Накануне Москва дала понять, что ее не устраивают личные гарантии Барака Обамы относительно того, что система ЕвроПРО не будет представлять угрозы для России.
Скорее всего, Владимир Путин и его американский коллега попытаются разрулить проблему в июне в кулуарах саммита большой восьмерки в Ирландии. А пока российские стратеги запасаются аргументами. Предполагаемая база истребителей в Беларуси, поближе к польским позициям ЕвроПРО — это один из элементов «нашего ответа Чемберлену».
Алесин не исключает, что россияне могут перебросить в Беларусь многоцелевые Су-30, способные, в частности, поражать ракетами наземные цели.
Из этой же оперы — и усиление белорусской ПВО зенитно-ракетными системами С-300. Тот же Шойгу сообщил 23 апреля в Минске, что в 2014 году Россия поставит четыре дивизиона С-300. Алесин допускает, что это могут быть комплексы, которые Москва в свое время планировала продать Ирану, да передумала.
Оружие хоть и не самое передовое на сегодняшний день (новейших С-400 пока не хватает и российской армии), но вполне приличное. По крайней мере, годное для успокоения российских фобий по поводу будущих противоракет в Польше. Ведь если что, С-300 могут их срезать еще на подлете к российской территории.
Зачем это нужно Минску?
Иначе говоря, утверждать, что Кремль печется о мощи белорусских вооруженных сил, можно лишь с большой долей условности. По сути, речь идет об укреплении ПВО России и конкретно Москвы, считает Алесин. При этом в тамошних штабах «меньше всего думают о белорусах», добавляет эксперт.
Короче, с Москвой понятно. Возникает вопрос: зачем это нужно Минску?
Один из лидеров белорусской оппозиции Виталий Рымашевский по горячим следам заявил: размещение российских войск на территории Беларуси противоречит конституции, которой закреплен нейтральный статус страны, угрожает ее независимости.
Если быть точным, в конституции записано лишь стремление к нейтральному статусу. Но проблема есть, отметил в комментарии для Naviny.by минский обозреватель-международник Андрей Федоров.
«Конечно, не стоит рассматривать будущую авиабазу как угрозу в том плане, что с ее помощью Россия захочет захватить власть в Беларуси, — сказал аналитик. — И в военном плане это скорее символический шаг. Другое дело, что таким образом продолжается втягивание нашей страны в российскую орбиту. И чем дальше, тем труднее будет потом, после смены власти, устранить геополитический перекос, пойти на сближение с Европой».
Москва проплачивает стратегические услуги
На встрече с Шойгу Александр Лукашенко хотя и не клялся, как бывало, положить белорусов под танки НАТО, но не преминул заметить, что если в альянсе «попытаются как-то нехорошо посмотреть в нашу сторону, мы будем так же реагировать».
На самом деле, убеждены аналитики, белорусский официальный лидер с легкой душой подыгрывает российским стратегам именно потому, что убежден: в реальности ни под какие танки ложиться не придется. «Не будет войны между Россией и НАТО с их ядерными потенциалами, соответственно, и эту базу никто бомбить не будет», — говорит Федоров.
В то же время за роль стратегического плацдарма по обыкновению можно истребовать с восточной соседки мзду. Провернуть что-то типа бартера. Опыт есть. В Беларуси ведь давно находятся два российских военных объекта — РЛС под Ганцевичами и узел связи ВМФ под Вилейкой. За них Москва не платит, но в свое время добрый дедушка Ельцин скостил за это миллиард долларов газового долга. Да и вообще Лукашенко периодически напоминает Москве, что защита западных рубежей союзного государства денег стоит.
А сейчас как раз наметились новые трения: в минувшую пятницу белорусский официальный лидер, выступая с посланием в парламенте, назвал проект слияния МАЗа с КамАЗом «бандитской акцией», на которую он-де не пойдет. Между тем этот проект давно лоббирует сам Путин. И в понедельник Москва публикацией в «Известиях» дала понять, что в наказание может урезать нефтяную пайку.
Но готовность Лукашенко приютить российскую авиабазу — жест, способный смикшировать скандал. А то еще и кредит на модернизацию удастся выпросить. Тратиться же на инфраструктуру практически не придется: на территории бывшего Краснознаменного Белорусского военного округа немало пустых или полупустых аэродромов, готовых хоть завтра принять боевые машины с востока. Будто и не вылезали из СССР.
Обсудим?