Закон о СМИ опять перевыполнили?
Минюст и силовые структуры совместными усилиями соорудили новый шлагбаум на пути журналистов к важной информации…
«Нам никто не мешает перевыполнить наши законы», ляпнул как-то в свойственной ему афористичной манере некогда большой друг Беларуси Виктор Черномырдин. В современной Беларуси так и поступают. Большинство законов со временем обрастает десятками, если не больше, различных ведомственных постановлений, положения закона трактующих весьма вольно.
Свежий пример — совместное постановление Генеральной прокуратуры, Комитета госконтроля, МВД, КГБ и Министерства юстиции, которым определен порядок предоставления в средства массовой информации сведений по уголовным делам, связанным с преступлениями, получившими широкий общественный резонанс, и преступлениями, подрывающими авторитет государственной власти.
Этим постановлением, которое было принято 1 октября, правом предоставлять сведения в СМИ наделяются только органы уголовного преследования и суд, в производстве которых находится уголовное дело, а после вступления приговора в законную силу — любой орган уголовного преследования или суд в пределах своей компетенции.
Постановление запрещает предоставлять сведения по незавершенным производством судебным делам без письменного разрешения судьи, в производстве которого находится дело. В целях обеспечения личной безопасности и предотвращения возможного вмешательства в ход расследования и судебного разбирательства дела следователь, дознаватель, прокурор, судья вправе запретить СМИ показывать их по телевидению, публиковать свои фотографии, установочные данные.
При установлении фактов опубликования СМИ недостоверных сведений орган уголовного преследования, суд, в производстве которых находится данное уголовное дело, вправе требовать от редакции СМИ их опровержения, а в случае неоднократного в течение года опубликования СМИ недостоверных сведений соответствующие материалы будут направляться в Министерство информации.
Чтобы всем сразу стало понятно, к делам какого характера на пути журналистов поставили очередной шлагбаум, достаточно привести парочку примеров — взрыв в Минске на День независимости и так называемая операция «живой щит». Это из серии преступлений, как определено в постановлении, вызывающих широкий общественный резонанс. А всё то, что касается преступлений, совершенных должностными лицами госорганов (в том числе неплохо цветущей у нас коррупционной направленности), относится к категории преступлений, подрывающих авторитет власти.
Схожее постановление, касающееся деятельности судов, Министерство юстиции принимало еще в 2006 году. Но Белорусской ассоциации журналистов удалось убедить Минюст, что попытка регламентирования деятельности журналистов противоречит закону о печати и положениям Криминально-процессуального кодекса (КПК).
«Напомню, что КПК устанавливает принципы гласности разбирательства по криминальным делам и не предусматривает таких ограничений, а закон о печати запрещает только публикацию материалов судебных дел без письменного согласия суда, следователи или дознавателя, — говорит заместитель председателя БАЖ Андрей Бастунец. — Генпрокуратура, КГБ, МВД и другие структуры вновь пошли тем же путем — вместо регламентирования деятельности подчиненным им структур пробуют регулировать деятельность СМИ, опять-таки выходя за рамки своей компетенции и рамки закона».
Руководитель пресс-службы МВД Олег Слепченко считает, что постановление не скажется на работе средств массовой информации. «Никакого ограничения информации не будет. Постановление направлено на систематизацию такой информации. Это наш внутренний механизм, позволяющий определиться, во-первых, кто обязан предоставлять сведения, а во-вторых, отслеживание информации позволит не допустить ее искажений», — сказал Олег Слепченко в интервью Радыё Свабода.
Определять степень резонансности того либо иного дела, кстати, будут все те же органы уголовного преследования и суды путем мониторинга сообщений в СМИ и интернете. Но если изначальная информация журналистом получена не будет, то не будет и журналистских материалов и, соответственно, резонанса.
Обсудим?