Запрет на массовое «бездействие» придумали в МВД
Одна из поправок в закон предполагает ввести запрет на объявление даты, места и времени проведения массового мероприятия до получения разрешения на его проведение...
Поправки в закон о массовых мероприятиях, которые уже внесены на рассмотрение парламента, вызвали массу критических замечаний не только внутри страны, но и у международных организаций. В частности, свою обеспокоенность уже высказало БДИПЧ ОБСЕ, а правозащитная организация «Международная амнистия» призывала белорусских парламентариев отказаться от утверждения этих поправок.
Напомним, разработчики поправок предлагают дополнить закон о массовых мероприятиях пунктом об ответственности за несанкционированное «бездействие» в общественном месте. Наличие этого пункта красноречиво говорит о намерении властей оперативно на законодательном уровне отреагировать на серию летних протестных акций, организованных через социальные сети.
Разработчиком поправок в закон о массовых мероприятиях стало Министерство внутренних дел. Именно к этому ведомству в последнее время было много претензий. МВД справедливо упрекали в многочисленных откровенных и грубых нарушениях законодательства в связи с задержаниями участников молчаливых акций. Кроме того, под сомнение ставилась в принципе легитимность задержания граждан вечером по средам, так как по формальным признакам молчаливые акции протеста к массовым мероприятиям отнести сложно.
Видимо, чтобы придать своей откровенно противоправной деятельности легитимную форму, в недрах МВД и родилась абсурдная по сути идея о несанкционированном «бездействии», организованном с использованием информационных сетей.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ Анатолий Глаз в интервью БЕЛТА отметил, что молчаливые акции протеста послужили «одним из толчков» появления поправок в закон о массовых мероприятиях.
«Этого отрицать нельзя. Ведь мы знаем (к нашему счастью, на примере других государств и народов), что безобидные поначалу подобные акции в социальных сетях приводит в конечном итоге к величайшим трагедиям для людей, которые совершенно в этом неповинны», — сказал Анатолий Глаз.
Вместе с тем депутат отметил, что «необходимость внесения поправок в закон о массовых мероприятиях рассматривалась давно, потому что ныне действующий закон был принят в 1997 году и с этого времени произошли значительные изменения как в терминологии законодательства применительно к массовым мероприятиям, так и в формах их проведения».
Как отметил Анатолий Глаз, депутаты «намерены четко определить правила проведения массовых мероприятий, лиц, ответственных за их проведение, и меры ответственности, чтобы не давать возможность ни той, ни другой стороне (ни организаторам, ни властям. — прим. БЕЛТА) трактовать по-своему те или иные положения закона».
По словам депутата, одна из поправок в закон предполагает ввести запрет на объявление даты, места и времени проведения массового мероприятия до получения разрешения на его проведение.
«Очевидно, что целый ряд предложений, содержащихся в проекте закона, нуждается в доработке, так как содержит оценочные признаки, — отметил Анатолий Глаз. — Если они без изменений попадут в законопроект, то создадут предпосылки для квалификации практически любого массового мероприятия, инициированного гражданами, как незаконного. К слову, оппоненты, ознакомившись с текстом законопроекта, не промедлили об этом напомнить: мол, если законопроект будет принят в таком виде, то, похоже, будет действовать принцип «больше трех не собираться».
В частности, Анатолий Глаз отметил, что в предлагаемой в законопроекте формулировке термин «бездействие» «можно трактовать, как захочется».
«Думаю, что это определение в процессе работы над законопроектом существенно изменится. Однако раз уже появилась такая форма выражения протеста, как флешмобы, государство должно ее регулировать», — сказал депутат.
Анатолий Глаз также высказал мнение, что, «возможно, чтобы уйти от двоякой трактовки, имеет смысл запретить инициирование проведения массовых мероприятий через социальные сети». При этом депутат заметил, что подобные предложения пока рассматриваются только как вариант и будут «изучены рабочей группой, которая создается в Палате представителей». «Все понимают, что нужна четкость формулировок в таком, мягко говоря, непростом законе. Тем более что он вплотную соприкасается с международными конвенциями, подписанными Беларусью», — отметил зампред комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ.
Анатолий Глаз опроверг предположения, что депутаты будут стараться принять поправки в закон о массовых мероприятиях как можно скорее, с тем, чтобы они вступили в силу уже осенью, когда не исключена новая волна массовых акций протеста.
«Рассмотрение законопроекта в Палате представителей никак не связано с прогнозами отдельных наших оппонентов, — сказал Анатолий Глаз. — Они ожидают к осени ухудшения уровня жизни, поэтому предполагают проведение протестных акций. Но у меня, мягко говоря, есть большие сомнения, что их прогнозы оправдаются. По крайней мере, результаты работы народного хозяйства за последние два месяца (например, уровень урожайности, валовой сбор хлеба) не дают оснований говорить о том, что к осени мы будем жить хуже».
По мнению депутата, законопроект не может быть принят осенью этого года «просто физически». «Существует порядок рассмотрения законопроектов, который никто не обойдет. Очередная осенняя сессия парламента открывается только 2 октября. В лучшем случае законопроект может быть принят Палатой представителей к концу этого года, самый ранний срок — к середине декабря», — отметил Анатолий Глаз.
Поправки в закон о массовых мероприятиях размещены на Национальном правовом интернет-портале, проект документа также получили для изучения все комиссии Палаты представителей. Кроме того, по словам Анатолия Глаза, в парламенте ждут конструктивные замечания по проекту закона от общественных организаций и граждан.
Обсудим?