Зуб за зуб. Государство казнит «непутевых сыновей»
Жителя Гомеля приговорили к расстрелу за жестокое убийство студентки…
В Беларуси смертная казнь не только остается высшей мерой наказания, но и активно применяется. Хотя даже введение моратория на расстрелы, не говоря уже об отмене такого вида наказания, могло бы существенно продвинуть белорусские власти в переговорном процессе с Западом. Однако только с начала нынешнего года белорусские суды вынесли, как минимум, три смертных приговора.
Так, 14 июня Гомельский областной суд огласил приговор в отношении 25-летнего Александра Г. Он признан виновным в убийстве с особой жестокостью студентки 4-го курса Гомельского государственного университета Натальи Емельянчиковой и приговорен к исключительной мере наказания — смертной казни (расстрел). Приговор может быть обжалован или опротестован в течение 10 дней. Также обвиняемый имеет право подать прошение о помиловании.
Суд также постановил взыскать с обвиняемого в пользу матери убитой девушки компенсацию материального вреда (расходы на похороны, памятник) в сумме 11 млн. рублей и компенсацию морального вреда в размере 300 млн. рублей. Суд постановил установить обвиняемому срок для добровольного возмещения вреда до 15 июля 2015 года.
Александр Г. выслушал приговор спокойно. Плакали лишь матери — убитой девушки и обвиняемого. Мать Александра после оглашения приговора закричала: «Фашисты! Фашисты!».
На крыльце мать приговоренного плакала и кричала на мать убитой девушки: «Фашистка ты! Получила, что хотела?!».
На первой скамейке — мать убитой девушки, за ней, на второй скамейке — мать убийцы.
В комментарии БелаПАН мать убитой девушки сказала, что наказание она считает заслуженным. «Чтоб таким, как он, была наука. Такие деяния надо наказывать. Сколько прошло заседаний, я не видела у него раскаяния, сожаления. Мать его сама фашистка, раз такого сына вырастила», — прокомментировала Ирина Емельянчикова.
Правозащитник Белорусского Хельсинского комитета Виктор Одиноченко в комментарии БелаПАН напомнил, что БХК последовательно выступает против смертной казни.
«В данном случае я убедился в правильности нашей позиции. Считаю, что суд прошел в соответствии с законом, судья давал возможность обвиняемому защищаться, но он практически не защищался, даже в последнем слове. Да, он совершил страшное преступление, но если смотреть с точки зрения интересов общества, это не тот человек, которого нужно расстреливать. Думаю, причина, почему вынесли такой приговор — расстрел, в том, что он даже не пытался себя защищать», — отметил Виктор Одиноченко.
В заключительный перед вынесением приговора день судебного процесса, 12 июня, обвиняемому было предоставлено последнее слово. Парень был предельно краток: «Я прошу прощения у матери Наташи, если это возможно. Больше не знаю, что говорить». Заседание тут же завершилось. Мать обвиняемого, покидая зал, зло бросила: «Даже сказать ничего не может, дурак несчастный!».
На крыльце она расплакалась и высказалась: «Она (Наталья. — А.Г.) его оскорбила, чего же она не извинилась? Может бы тогда и не было этого!».
«Он в жизни ничего не видел, и этой Наташе он ни слова не сказал, когда она его оскорбляла! Как он прожил, и что он видел в жизни! Он стоял за свою честь, раньше стрелялись за оскорбление», — говорила мать.
Она вспомнила, что когда Саша еще ходил в четвертый класс, его отца убили с целью ограбления. А в 2005 году уже подросший Александр сам убил в ссоре сожителя матери. «Тот сожитель бич был, бутылки собирал, бродяжничал, я его пожалела. Из-за него, убитого сожителя, никто и претензий не предъявлял. Да и эта, которая его оскорбила, заслуживала своего», — считает мать обвиняемого в убийстве.
По ее словам, Александр в каждом письме просит у нее прощения за то, что он «непутевый сын».
Напомним, гособвинение просило исключительную меру наказания в виде расстрела для обвиняемого. На судебном заседании в конце мая молодой человек сделал заявление, что его сожительница также причастна к преступлению и является подстрекательницей и пособницей.
По его словам, его подруга знала об убийстве и даже помогала уничтожать следы преступления, в частности, стирала одежду, выбрасывала нож в озеро. На вопрос суда, почему же обвиняемый ранее молчал о роли сожительницы, молодой человек ответил, что недавно узнал, что она не была ему верна и поэтому решил рассказать суду о ее роли в убийстве.
Гособвинитель отметил, что факты, изложенные в заявлении обвиняемого о роли его сожительницы в убийстве, не нашли своего подтверждения, и он заявил об этом из мести, так как подруга рассталась с ним.
Вместе с тем, знакомые убитой и убийцы «с района» говорят о том, что суд зря не прояснил роль сожительницы Саши в данном преступлении, и утверждают, что девушка, скорее всего, знала о злодеянии. Сожительнице Саши знакомые дают довольно нелестные характеристики и утверждают, что у нее родственники в «органах», которые ее и прикрыли. Отметим, что данная информация не имеет официального подтверждения.
Прокурор напомнила, что в 2005 году молодой человек был приговорен к лишению свободы сроком на 8 лет за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть: он до смерти избил сожителя своей матери. То есть на его совести уже жизни двух человек. Убийство студентки Натальи он совершил, пробыв лишь год на свободе после отбытия наказания.
«На скамье обвиняемых человек, который представляет повышенную опасность, и наказание должно быть максимально возможное», — заметила обвинитель.
Мать убитой девушки согласилась с позицией обвинения.
Адвокат обвиняемого, выступая в прениях, заявил, что по делу, кроме явки с повинной и показаний его подзащитного, нет объективных и неоспоримых доказательств.
По результатам психолого-психиатрической экспертизы обвиняемый признан адекватным, он мог осознавать общественно опасный характер своих деяний и не находился в состоянии аффекта в момент совершения убийства. Зависимостей от алкоголя и наркотиков у обвиняемого не выявлено. Однако он страдает смешанным расстройством личности.
Напомним, трагедия произошла в ночь с 19 на 20 сентября прошлого года. Около полуночи Наталья возвращалась домой, возле подъезда на нее с ножом напал мужчина. Как установила экспертиза, потерпевшая скончалась от массивной кровопотери, ей были нанесены 102 ножевых ранения в голову, грудь, шею, руки и ноги. Действия обвиняемого квалифицированы как убийство с особой жестокостью.
В суде обвиняемый вину признал полностью. Он сообщил, что примерно в июне-июле 2012 года находился с Емельянчиковой в одной компании, и она оскорбила его. 19 сентября он ехал вместе с сожительницей и другом в автобусе и встретил Наталью. Он знал, где живет девушка, так как был знаком с ее братом. Обвиняемый вышел из автобуса за одну остановку от дома, где жила потерпевшая, и побежал через дворы. Он дождался девушку у подъезда, а затем набросился на нее с ножом.
Обсудим?